ЖИЗНЬ ЗДОРОВЬЕ

Русь феодальная: в страну возвращаются границы между уделами

© Коллаж/Снег.TV

В страхе перед распространением коронавируса главы регионов один за другим изобретают все новые способы, как обезопасить свои территории.

Многие из этих способов вступают в противоречие уже не только с “бытовыми” правами и свободами россиян, но и с самим государственным устройством.

На это в понедельник обратил внимание премьер-министр Михаил Мишустин. Он заявил, что региональные руководители, которые начали закрывать границы своих субъектов на фоне распространения коронавируса, не должны брать на себя федеральные функции.

Это прозвучало как прямой намек на решение властей Чечни перекрыть границы республики – потому что на понедельник никакие другие регионы на себя такую прерогативу федерального центра не взяли.

Рамзан Кадыров намек моментально понял и довольно дерзко ответил второму лицу в государстве, что в своем регионе именно он, Кадыров, определяет, что можно, а что нельзя.

Однако в продолжение истории главы еще нескольких субъектов федерации также поспешили ввести ограничения на перемещение людей через границы своих регионов.

На начало вторника так решили в Томской области, Красноярском крае, на Сахалине.

На сегодняшний день происходящее начинает напоминать “парад суверенитетов” 1990-х годов, когда каждая республика, а подчас даже область, “брала столько суверенитета, сколько могла унести”, как описал этот процесс тогдашний президент РСФСР Борис Ельцин.

Крайними на сегодня в новом “параде сувернитетов” оказались жители двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, которых в регионах считают главными источниками и распространителями заразы.

Власти ряда областей предписали своим “пограничникам” изолировать москвичей и питерцев на две недели по прибытии в регион. Это, по их мнению, отвадит жителей этих “чумных” городов от путешествий в регионы намного эффективнее, чем любые другие запреты.

О борьбе с перегибами

Подобные меры региональных властей лучше всего описываются выражением еще советских времен – “перегибы на местах”, считает депутат Государственной Думы («Единая Россия» от Калининградской области), член комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александр Пятикоп.

То, что происходит сегодня, не выльется в парад суверенитетов 1990-х годов по сугубо прозаической причине: сейчас, в отличие от тех лет, у федерального центра есть финансовые рычаги, чтобы ограничить полет фантазии любого губернатора. Федерация поддерживает государственную дисциплину губернаторов экономическими скрепами, – сказал он СНЕГ.TV.

Попытки же некоторых глав регионов заниматься самодеятельностью связаны с тем, что федеральный центр в последние недели фактически самоустранился от администрирования мероприятий по сдерживанию эпидемии.

Президент Путин в последнем телеобращении прямо дал регионам карт-бланш на любые меры “соответственно местной специфике”.

Этот сигнал в регионах может быть воспринят неоднозначно. Каждый губернатор трактует его по-своему. Отсюда и возникает разноголосица, которую мы наблюдаем в последние дни и часы, – говорит депутат.

Он предупреждает, что попытки регионов самоизолироваться таят опасность разрушения горизонтальных экономических связей внутри России.

Межрегиональное взаимодействие держит единое экономическое пространство страны. Если сотрудники одной общенациональной компании не смогут перемещаться между разными частями страны, это остановит все производственные процессы. Представьте, что поставщик комплектующих приезжает к заказчику в другой регион, и там его сажают на карантин – это будет катастрофой для обоих хозяйствующих субъектов, – поясняет депутат.

Пятикоп подчеркивает, что представляемый им регион находится в уникальном положении среди всех остальных субъектов РФ, потому что у него нет общих границ с другими российскими регионами.

Мы окружены Евросоюзом, и все случаи коронавируса у нас завезены либо из Польши, либо из Литвы. Поэтому мы закрыли границы с этими странами, но даже не думаем вводить какие-то ограничения для граждан РФ из других регионов, – обещает он.

Есть опасность и того, что посмотрев на пример вышестоящего начальства, такую же практику могут захотеть попробовать низшие уровни властной вертикали и закрыть границы между районами, муниципальными образованиями.

Рюриковичи мы

Россия тогда двинется прямо в эпоху до Ивана Грозного, когда каждый князь, не только великий, но и удельный, ставил таможни на концах своих владений и сам творили суд без оглядки на соседей и на Москву.

Но такой сценарий не является сегодня неизбежным, надеется главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Надежда Михеева.

В отличие от 1990-х годов, и тем более от старины глубокой, сегодня российские регионы не имеют той экономической базы, которая позволяла им гулять на слишком длинном поводке. Поэтому избыточно инициативные губернаторы, как бы из них ни била энергия, далеко все равно уйти не смогут, – сказала она СНЕГ.TV.

По мнению Михеевой, экономическое положение регионов не даст возможности слишком разгуляться губернаторским фантазиям.

Меры по самоизоляции всегда плохо влияют на экономическое положение – как отдельных людей, так и регионов, и стран в целом. Здоровая экономика не может быть самозамкнутой. Я думаю, волна паники пройдет уже в ближайшие недели, и на всех уровнях поймут, что коронавирус не так страшен, как его малюют. Когда перед людьми, и перед властями, перспектива умереть от голода встанет реальнее, чем опасения заболеть непонятным вирусом, все эти инициативы отомрут сами собой, – прогнозирует она.

На вторник в России только четыре региона остаются полностью чистыми от коронавирсуса: Ненецкий АО, Тува, Алтай и Чукотка.