ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Короновирус против новой Конституции Путина

© Коллаж/Снег.TV

Пандемия короновируса ставит Кремль в патовую ситуацию: отменить общероссийское голосование по поправкам в Конституцию — значит поставить крест на их легитимизации путем всенародного народного одобрения (ну или хотя бы его имитации). Проводить голосование – значит рисковать жизнями тысяч людей. Какой вариант выберет Путин?

Страны мира закрываются и вводят жесткие карантинные меры, пытаясь предотвратить развитие эпидемии. В российских регионах объявлен режим повышенной готовности, но по-настоящему радикальные антикризисные меры – подобные тому, что мы наблюдали в Китае и многих странах Европы – пока не вводились.

Коронавирус идет в Россию

К началу недели в России насчитывали всего 93 человека с подтвержденным коронавирусом. Пока не до конца понятно: это результат эффективных противоэпидемических мер, или просто следствие выборочного тестирование пациентов только с резко выраженными симптомами. Одно понятно — вирус уже начал распространение внутри страны: за последние выходные количество официально диагностированных больных выросло сразу на треть Эксперты предсказывают резкий всплеск числа заболеваний в течение ближайших двух недель. О необходимости жесткого карантина говорят все чаще и чаще. Он не предотвратит эпидемию, но, по крайней мере, позволит снизить нагрузку на стационары.

Маленькая заминка

Но есть очень веская причина, удерживающая власти от введения жестких карантинных мер. Это пресловутое «общероссийское голосование». Предполагается, что народ должен публично одобрить поправки в Конституцию, инициированные Путиным, существенно расширяющие его полномочия как президента. Голосование назначено на 22 апреля, ЦИК уже утвердил логотип кампании с этой датой , агитационные ролики с призывом приходить на участки вот-вот заполонят эфир, а на улицах появятся тематические билборды и растяжки.
Но теперь все заговорили о том, что проведение такого мероприятия в разгар эпидемии представляется, как минимум, неразумным.
На введения карантина, например, настаивает главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который шесть лет руководит московским штабом по наблюдению за выборами.
«Школы пора отправлять на карантин, и там нельзя проводить голосование 22 апреля (95% избирательных участков находится в школах). Изучая рост эпидемии в европейских странах и меры, предпринимаемые правительствами этих стран, думаю, что правильно поставить вопрос об отмене голосования …», — написал он в своем телеграм-канале.

Отмена, или перенос

Общественная палата Москвы готова обратиться к Владимиру Путину с просьбой перенести общероссийское голосование по поправкам в Конституцию. Но, утверждает пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, альтернативные даты проведения голосования по поправкам в Конституцию пока не обсуждаются.
По всей видимости, какие-то колебания все-таки существуют: если поначалу ожидалось, ч то дата голосования будет определена в самом тексте поправок, то в последний момент порядок ее назначения изменили. Теперь такую дату своим указом должен объявить президент, но он почему-то медлит. Судя по всему, вариант переноса даты голосования рассматривается Кремлем как крайне нежелательный.

Тайные смыслы

И тут (впрочем, уже не в первый раз) встает вопрос о причинах спешки с принятием злополучных поправок. С точки зрения стороннего наблюдателя она абсолютно необъяснима: нововведения не предоставляют президенту принципиально новых полномочий, за которыми имело бы смысл так гоняться. За исключением одного-единственного: права руководить страной в течение двух следующих сроков — аж до 2036 года. Но даже с этим нет никакой нужды спешить: нынешний срок президентских полномочий Путина истекает в 2024 году. То есть, технически, нет никакой разницы — вступят поправки в силу в апреле 2020 года, или в декабре. Если, конечно, Путин не соберется на выборы уже этой осенью. Вроде не собирался, но, похоже, поправки в Конституцию — только часть сложносочиненного плана, о котором мы просто не знаем. И этим планом место и время им определено достаточно жестко.

Напомним что, по большому счету, в общероссийском голосовании нет вообще никакой необходимости: поправки не вносятся в главы Конституции, изменение которых требует особой процедуры и созыва Конституционного собрания. Достаточно одобрения двумя третями голосов в Госдуме, тремя четвертями голосов в Совете Федерации и не менее чем двумя третями региональных парламентов. Все это получено, на всякий случай — еще и с санкцией Конституционного суда, который, забыв про выходные, два дня трудился над объяснением, почему Путину можно не уходить.

И зачем-то введена еще одна процедура легитимизации конституционных поправок — через так называемое «общероссийское голосование». По сути это квазипроцедура, которая призвана имитировать референдум. В отличие от референдума, это голосование практически не поддается независимому контролю: вводится масштабное досрочное и надомное голосование (причем в бюллетенях количество проголосовавших «на вынос» учитываться вообще не будет), а наблюдатели на участках будут только от общественных палат. И все идет к тому, что сложная эпидемиологическая обстановка простимулирует онлайн-голосование, где — как показали московские выборы — вообще никаких гарантий чистоты и прозрачности процедуры не существует.

Сам факт организации «народного голосования» говорит о том, что режим неравнодушен к общественному мнению и пытается с ним заигрывать, – считает политолог Аббас Галлямов. – Но только до определённой степени, пока это не несёт серьезных угроз самой конструкции.

И теперь Кремль оказался перед чертовски трудным выбором. Потому что пандемия короновируса обещает подвергнуть конструкцию серьезной проверке на прочность. Падение цен на нефть и, как следствие, рубля – само по себе испытание для государственной системы. Ну, а на фоне эпидемии, к которой «оптимизированная» система здравоохранения в принципе не готова, может стать настоящей катастрофой. И если пенсионная реформа на фоне стагнирующей экономики привела к обрушению рейтинга президента, то последствия эпидемии могут его просто «похоронить». Возможно, самое время пересмотреть уже сверстанные планы.

Добавить комментарий

Комментировать