ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Цена нефтяной войны: как Россия заплатит за ссору с ОПЕК

© Коллаж/Снег.TV

Финансовые рынки России и просто граждане с тревогой ждут, как поведет себя Московская межбанковская валютная биржа в первый день после длинных выходных, которые для рубля оказались самыми волатильными за шесть лет.

Правительство России в минувшие дни сделало все, что в его силах, чтобы уронить национальную валюту на примерно 15%, со скандалом выйдя из соглашения ОПЕК+.

Российский демарш отразился не только на национальном, но и на мировом рынке, где понедельник стал “черным днем”.

Это немедленно обрушило цену на нефть на треть. Соответственно, на примерно такую же величину сократятся поступления в российский бюджет, который верстался из расчета цены на главный российский экспортный товар не ниже $42 за баррель.

Во вторник утром (Мск) Brent торгуется в районе 37 долларов.

На ММВБ ожидают, что за доллар во вторник будут давать не менее 70,4 руб, но не исключают и уровня в 76 рублей (и 87 руб за евро).

Курс USD/RUB на 11 ч вторника

На этом фоне ЦБ РФ со вторника в течение месяца будет проводить опережающие валютные интервенции, чтобы сгладить волатильность.

Однако ЦБ не намерен слишком в этом усердствовать, так как девальвация рубля только помогает правительству исполнять свои социальные обязательства, а экспортно-ориентированным производствам – усиливать конкурентоспособность.

Кроме того, снижение цен на нефть ниже 50 долларов автоматически “выключает” ее добычу в США, и тем самым не дает рынку просесть ниже определенного уровня.

Почем баррель дегтя

Происходящее в эти часы на валютном и фондовом рынке – не катастрофа, но и радости в этом мало, рассуждает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев.

С одной стороны, девальвация рубля в самом деле позволяет правительству с меньшим напряжением финансировать выплату пенсий и прочих социальных пособий – ведь продав эн долларов, оно получит на 15-20 процентов больше рублей, чем неделю назад. Но это только ложка меда в бочке дегтя, – сказал он СНЕГ.TV.

“Деготь” же выражается в том, что ослабление рубля неизбежно делает несостоятельными все расчеты об уровне инфляции в 2020 году. Обвал рубля ставит на повестку дня возвращение инфляции к двузначным цифрам. В первую очередь взлетят цены на все импортные и “импортосодержащие” товары, на международные авиаперевозки, туры и т.д.

Можно так сказать, что в текущем году будет введен инфляционный налог в размере, в точности равном размеру обесценения рубля. И это коснется не только граждан как физлиц, но и бизнесов, и, что самое тревожное, федерального бюджета, – говорит эксперт.

Арефьев предупреждает, что Россия с сегодняшнего дня втянулась в порочный круг, выйти из которого будет не так просто, как это пытается заявлять правительство Михаила Мишустина.

Мишустин вечером понедельник провел экстренное совещание с главами Минэнерго Александром Новаком и Минфина Антоном Силуановым, вице-премьером Андреем Белоусовым и главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной.

Несмотря на излучающее оптимизм и уверенность коммюнике по итогам этой ночной встречи, все прекрасно понимают, что при нефти за 30 долларов “стабильность” российской экономики утекает как песок в часах.

Конечно, в Фонде национального благосостояния есть какой-то запас, примерно 150 млрд долларов, чтобы продержаться пару лет на нынешнем уровне расходов. Но при дешевой нефти баланс ФНБ становится резко отрицательным. Курс рубля удержать путем интервенций будет возможно, но это никак не касается корня проблемы, а только дает отсрочку того момента, когда поддерживать стабильность останется нечем, – прогнозирует Арефьев.

Плохо будет всем

Все нефтедобывающие страны -ОПЕК, Россия, США и Канада, – втянулись в игру, выйти из которой быстро и без потерь не удастся никому, полагает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономике УК “Альфа Капитал” Владимир Брагин.

Смысл почившего в бозе соглашения ОПЕК+ в том и состоял, что его участники жертвовали максимальной прибылью ради стабильности и предсказуемости рынка нефти. Правила игры никого полностью не устраивали, но эти правила были понятны игрокам. Со вчерашнего дня таких правил больше нет, и им на смену пришла война всех против всех, – сказал он СНЕГ.TV.

Аналитик объясняет, что перед всеми участниками рынка теперь стоят задачи, в краткосрочной перспективе друг другу противоречащие. Но через это противоречие придется им всем пройти неизбежно, подчеркивает он.

Диктовать свои условия на рынке можно только в том случае, если ты занимаешь на нем пусть не монопольное, но доминирующее положение. В данном случае, Россия и прочие нефтедобывающие страны начали “войну на истощение”: чтобы добиться в итоге возможности цены на сырье поднять, им придется какой-то период напротив держать их предельно низкими – чтобы разорить конкурентов, – говорит Брагин.

У саудовцев в этой “войне” главный козырь – низкая ($3) по сравнению с Россией ($20) и США ($16) себестоимость добычи нефти.

У России же ее козырь – цена нефти, заложенная в бюджет ($42), в то время как в саудовском королевстве эта цифра составляет $84.

Чтобы при такой разнице играть как минимум на равных, саудитам надо найти в два раза больше покупателей на свою нефть, чем российским нефтяникам. Но из-за эпидемии коронавируса потребление нефти в мире пока, наоборот, снижается. Поэтому саудиты могут выиграть забег на короткую дистанцию, но в более длительной перспективы шансы выше у России, – ожидает эксперт.

В январе аналитик S&P прогнозировали, что доллар будет стоить 74 рубля к 2024 году. Реальность оказалась на четыре года ближе.

Теги