ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Достойна ли Россия 2-го места в мире по «влиятельности»

© Коллаж/Снег.TV

Самыми влиятельными странами мира в 2019 году по версии издания US News & World Report стали США, Россия, Китай, Германия, Великобритания, Франция, Япония, Израиль и Саудовская Аравия.

Степень влияния стран на мировую политику в этом исследовании определяется как интегральная сумма “грубой” и “мягкой” силы.

Выводы авторов рейтинга основаны на опросе 20 тысяч респондентов в четырех регионах мира и отличаются крайней субъективностью предложенной “продуктовой корзины”.

В нее они внесли такие составляющие как: военная и экономическая мощь, культурное влияние, а также уровень защиты прав человека, справедливости, сбалансированности распределения политической власти, гендерного равенства, религиозной свободы и заботы об окружающей среде.

Русский винегрет

Такая методология “свалить в одну кастрюлю” совершенно несопоставимые вещи привела к тому, что Россия оказалась по степени влияния на мировые дела выше Германии и Китая, а Северная Корея превзошла ОАЭ.

Россия в этом “исследовании” заняла второе место – при том, что ни один из ее показателей, кроме военной силы, не входит в первую десятку из 80 обследованных стран.

По степени открытости РФ для бизнеса она заняла 79 место, ниже только Иран. По общему качеству жизни России досталось 38 место.

Однако на интерактивной карте (которая работает в оригинале, а не на скриншоте, конечно), сопровождающей этот доклад, данные сильно отличаются от описанных.

На карте же наивысший совокупный рейтинг присвоен Японии (98%) и Канаде (97%). Россия же довольствуется только 50-процентным результатом. Китай, для сравнения, заработал 74 балла из ста.

Оптические иллюзии

Подобные “нестыковки” не должны смущать, потому что статус сверхдержавы складывается, как мозаика, из огромного количества мелких элементов, видимых только при близком рассмотрении. По отдельности какие-то из этих элементов могут быть не в пользу той же России, но общая картина, тем не менее, складывается благоприятной, объясняет профессор Дипломатической академии МИД РФ Владимир Штоль.

Например, возьмите уровень развития хайтека: здесь Россия сильно отстает от Японии или Израиля, не говоря уже про США. Но ни Япония, ни Израиль, ни даже Китай не могут тягаться с Россией по степени эффективности ее внешней политики. Даже США часто остаются по этому критерию на вторых ролях, что лучше всего показывает ситуация в Сирии, – сказал он СНЕГ.TV.

В современном мире, где господствуют информационные технологии, восприятие могущества той или иной страны в общественном сознании может не отражать реального ее веса.

Поэтому рейтинги, подобные опубликованному в US News & World Report, и вызывают удивление в качестве первой, подсознательной реакции, продолжает Штоль.

Самый простой пример. В какой-то стране произошло природное бедствие, и МЧС России отправил туда 15 бортов гуманитарной помощи. А США направили один борт. Но про российскую помощь сообщило только Russia Today, а про американскую – сто телеканалов и агентств. Поэтому у общественности складывается впечатление, что именно США сыграли главную роль в помощи пострадавшим. И так повсеместно, – говорит эксперт.

По словам профессора, место страны в рейтинге влияния никоим образом не кореллируется с какими-то сиюминутными выгодами для ее граждан или с ее конкурентоспособностью на мировом рынке каких-то конкретных товаров и услуг.

Место страны в таких рейтингах – это скорее степень ее узнаваемости, степень раскрученности ее “бренда”. А позитивный или негативный оттенок этот имидж имеет, на место в рейтинге влияния не оказывает, – подчеркивает он.

Проверить алгеброй гармонию

С этим полностью согласен и президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин.

Понятие “совокупная мощь” той или иной страны в самом деле существует. Она потому и совокупная, что туда входит множество компонентов – военных, технологических, экономических, торговых. Но от USN&WR, положа руку на сердце, не следует ожидать какой-то серьезной аналитики. Это такой американский “Огонек”, – польстил старейшему российскому журналу политолог.

Место конкретной страны в этом рейтинге может казаться неочевидным еще и потому, что та или иная страна не обязательно “развивается гармонично”.

Страна может иметь очень хорошие результаты по экономическим и технологическим показателям и одновременно очень плохие по состоянию прав человека или экологии. Или наоборот. И какая-то из этих чаш весов может перетянуть общий рейтинг в неожиданную сторону, – указывает эксперт.

Теги