ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Кредитным самоубийцам предложили «смирительную рубашку»

© Коллаж/Снег.TV

Суммы кредитов, которые висят на россиянах, все сильнее обгоняют их зарплаты. Об этом рассказала руководитель проекта «За права заемщиков» (ОНФ) Евгения Лазарева.

По ее данным, за последние четыре года размер среднего кредита вырос на 66%. Зарплаты же за тот же период выросли на 53% (и то далеко не у всех) – по данным Росстата, которые использовали в проекте.

Не рой заемщику яму

Евгения Лазарева рассказала СНЕГ.TV, что общественников очень тревожит это растущий разрыв.

Мы призываем финансовые власти страны принять конкретные меры, чтобы люди, которые объективно не смогут погасить кредиты, просто не могли бы их брать, – объяснила она.

Сейчас, по ее словам, банки готовы предоставлять кредиты даже тем заемщикам, которых именуют “кредитными самоубийцами”. И предоставление первичного кредита – это только половина проблемы.

Хуже то, что уже после того, как человек взял кредит или активировал кредитную карту, банк по собственной инициативе начинает периодически увеличивать лимит кредита этого клиента. По сути, банк этим просто роет человеку более глубокую яму, из которой тому будет еще труднее выкарабкаться, – говорит Лазарева.

Разумеется, никто не принуждает заемщика, которому первоначально была открыта кредитная линия на 30 тысяч рублей, исчерпывать ее до дна, а затем “нырять” еще глубже, когда банк увеличит лимит до 60 тысяч.

Звериная улыбка капитализма

Беда состоит в том, что огромная масса заемщиков не отдают себе отчет в том, что банк – не благотворительная организация, а жадная до денег компания.

И улыбчивые сообщения о том, что “уважаемому клиенту” за его хорошее поведение увеличен кредитный лимит – это ничто иное как сладкое пение сирен из “Одиссеи”.

Мы считаем, что государство должно вести в отношении таких людей такую же политику, какую ведут в отношении наркоманов или буйнопомешанных. Поскольку они сам не в состоянии контролировать свое поведение, на них надо принудительно надевать смирительную рубашку. В данном случае – запрещать банкам вообще выдавать таким людям займы, – предлагает общественница.

Она напоминает, что с 1 октября банкам уже запрещено выдавать новые кредиты гражданам, чья долговая нагрузка уже составляет более 50% от дохода. Таких в России 9,1 миллиона человек. Это почти 16% всех заемщиков.

Основную массу таких безнадежных должников составляют люди, финансовая ситуация которых ухудшилась уже после того, как они взяли кредит.

Есть еще и те, кто изначально не понимал, какие обязательства они на себя берут вместе с кредитом, говорит сотрудник Санкт-Петербургской организации по защите прав потребителей Анатолий Гайворонский.

В основном, это пенсионеры. Они берут кредиты, чтобы элементарно перекантоваться до выплаты пенсии, не понимая, какие суммы им придется возвращать заимодавцам. Достаточно три месяца не выплачивать по кредиту, чтобы человека затянуло в долговое болото безнадежно, – говорит эксперт.

Однако полностью перекрывать кислород банкам и заемщикам тоже не очень полезно для экономики. В первой половине 2019 года розничное кредитование стало единственным двигателем экономического роста.