ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Как на разных планетах: у россиян нет общих интересов с властью и ее окружением

© Коллаж/Снег.TV

72% россиян считают, что интересы власти и общества не совпадают, следует из опроса «Левада-центра».

53% от числа тех, кто говорит о расхождении интересов власти и общества, считают, что власть мало волнует, как живет народ, 19% сетуют на отсутствие обратной связи между теми, кто принимает политические решения, и населением. Еще 16% полагают, что у власти и общества всегда разные цели и интересы.

Отношения между властью и народом – вопрос всегда в высшей степени неопределенный и не поддающийся математическому анализу по ряду причин.

Главная из них, пожалуй – непонятно, кого социологи определяют как “народ”, говорят эксперты СНЕГ.TV.

Традиционно, в категорию “народ” заносят людей, далеких от политики, живущих исключительно материальными интересами, а также и тех граждан, чья принципиальная позиция состоит в том, что их хата расположена на краю деревни (даже если эта деревня называется Москвой).

“Малиновые штаны – два раза ку!” (кадр из фильма “Кин-дза-дза”)

Власть на другой планете живет

По мнению социолога Ольги Крыштановской, сегодняшняя власть в России создала ситуацию, при которой ее интересы вступают в конфликт с интересами практически всех групп населения (это надо еще определенный талант иметь, чтобы так исхитриться).

Те ценности, которые насильно внедряют в российское общество представители власти, органически противоречат устремлениям всех экономически активных граждан страны. Люди хотят профессионально расти, обмениваться информацией со всем миром, путешествовать, быть частью технологической революции. По опросам нашей лаборатории, россиянам страшно не хватает именно позитивных целей. А вдохновиться охранительной идеологией “пусть все идет как есть” вряд ли возможно, – говорит она.

Тот факт, что почти три четверти россиян сознательно или инстинктивно видят во властях “инопланетян”, говорит о важном факте. Даже те россияне, кто никак не проявляет своего недовольства властью внешне, в душе воспринимают ее как некий чужеродный нарост, опухоль на теле общества.

Люди – не обязательно только интеллигенция – видят, что существующая в России власть несет мощнейший развращающий заряд. Не у всех россиян хватает образования это ощущение артикулировать, но оно от этого никуда не исчезает,– говорит Крыштановская.

Бунт не может кончиться удачей

Однако очевидный факт, что сегодня в России большинство ее граждан не видят ничего общего с национальной “элитой”, никоим образом не означает, что эта власть дышит на ладан, полагает декан факультета прикладной политологии ВШЭ Марк Урнов.

Часто путают два понятия: желание перемен и способы, как этих перемен достичь. Сегодня в России перемен желает большинство граждан. Но большинство также если не понимает, то чувствует, что одними уличными протестами таких перемен не добиться,– сказал он.

Урнов напоминает базовые условия революционной ситуации, известные из классической политологии. Одного недовольства населения своим положением мало. Необходимо, чтобы ситуацией была недовольна и значительная часть элит.

И недовольна настолько, чтобы не побояться открыть этот ящик Пандоры.

Каких бы харизматичных лидеров не выдвигала толпа, свалить систему извне невозможно. Нет таких прецедентов в истории. Свалить систему могут только “диссиденты” внутри самой элиты, и то только если их поддерживают силовые структуры. Именно так происходили все революции – от Великой французской до российской Февральской и современных “цветных”. Если этого условия не соблюдается, любые уличные протесты, сколь-угодно массовые, оказываются просто бунтом, “беспорядками”,– говорит политолог.

1 комментарий

Комментировать

  • “Свалить систему”, а что дальше? Мы видим и слышим, что говорит эта, так называемая, “элита” или “вожди революции”; на кого они опираются и кому они служат. Когда они раскрывают рот, мы вынуждены одевать респираторы. У них нет ни ума, ни совести, ни чести. Унизительно даже тратить подобные слова на такую дрянь. Они необыкновенно вальяжно расположились на своих местечках. Необходимо дать им почувствовать действенное презрение со стороны общества.