ЖИЗНЬ СМИ

Иностранные связи: на кого нацелен закон о физлицах-иноагентах

© Коллаж/Снег.TV

Принятый Госдумой 21 ноября закон об иностранных агентах – физических лицах – уводит Россию очень далеко от понятий правового государства.

С одной стороны, формулировки этого закона таковы, что под его действие во всей России подпадает всего несколько десятков, от силы сотен, человек. В нем говорится, что иностранным агентом могут признать того, кто получает финансирование из-за рубежа за то, что распространяет материалы СМИ — иностранных агентов.

С другой стороны, под это определение можно подвести вообще любого сотрудника зарубежного СМИ, аккредитованного в России, или внештатного корреспондента иностранного издания.

Сейчас в России официально 10 организаций внесены в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции “иностранного агента”.

Информационные диверсанты

Хотя сейчас закон выглядит так, что он направлен против узкой группы оппозиционеров, никто не застрахован от его расширительного применения, не исключает руководитель проекта Роскомсвобода Артем Козлюк.

Это как было с уголовной ответственность за экстремизм. На первых порах под эту статью подпадали террористы и диверсанты. Но постепенно рамки расширились, и в число экстремистов стали включать уже и людей, все “преступление” которых заключалось в том, что они перепостили твит с сообщением о несанкционированном митинге, – сказал он СНЕГ.TV.

По мнению Козлюка, даже среди самих представителей власти нет единого понимания того, как следует трактовать новое творение законодательной мысли. Например, сенатор Людмила Нарусова назвала его поспешным и ошибочным.

Понятно, что депутаты хотят этим законом загнать в резервацию сторонников Навального, Ходорковского и прочих видных оппозиционеров. Но, по аналогии с “антиэкстремистским” законом, ничего не помешает правоохранителям и судам подверстать под эту статью любого, кто просто опубликует ссылку на статью из, например, МБХ-медиа, – полагает Козлюк.

В целом же, закон о регистрации физических лиц в качестве иноагентов лишь за факт сотрудничества с зарубежными СМИ может оказаться лишь первым шагом на пути к реставрации дремучего советского запрета на общение с иностранцами вообще.

Потому что между перепостом материала иностранного издания и обменом сувенирами с иностранным гражданином разница сугубо внешняя.

В особом статусе

Статус “иноагента” могут получить те физические лица, которые распространяют сообщения и материалы СМИ-“иноагентов”, а также получают вознаграждение (деньги, “иное имущество”) от иностранных государств, их госорганов и самих иностранных СМИ, признанных “иноагентами” (то есть гонорары или зарплату).

Куда заведет применение этого закона, сейчас в самом деле не предскажет никто, соглашается президент российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий.

Этот закон бессмысленен в современном мире, где нет границ для коммуникаций и обмена информацией. Его писали как кальку с американского закона, принятого в 1920-х годах как инструмент противодействия Коминтерну. Но применить положения вековой давности сегодня, в век Интернета, просто невозможно, – сказал он СНЕГ.TV.

Именно потому, что сегодня международный информационный обмен является занятием не только профессиональных медийщиков, велика опасность того, что под его действие могут попасть россияне, которые к политике вообще не прислоняются никаким боком.

Теги