ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Титушки или штурмовики: кто в России подменяет силовые структуры

© Коллаж/Снег.TV

В России сформировался коммерческий рынок политического насилия. Его “держат” частные лица со связями в силовых структурах, а клиентами может быть кто-угодно – от политических структур до частных же лиц, которым надо разобраться со своими оппонентами, политическими или коммерческими.

Об этом рассказывается в фундаментальном расследовании, опубликованном латвийским изданием “Медуза”.

Баллада о штурмовиках

Отличие российских “титушек” от штурмовых отрядов NSDAP состоит в том, что коричневорубашечники Эрнста Рема были партийной армией нацистов.

Российские же “штурмовики” никакой политической окраски не имеют: они готовы драться с кем-угодно, на кого укажет заказчик. Причем, по данным “Медузы”, готовы за деньги, за которые иной человек даже с дивана не встанет.

Рынок политического насилия в России существует на тех же “правах”, что рынок наркотиков, говорит адвокат по уголовному праву Александр Гофштейн.

Участники этого “рынка” действуют в абсолютно неправовом поле. Их даже полулегальными структурами нельзя назвать, они незаконны на сто процентов. Потому что по закону, в России личность неприкосновенна, – сказал он СНЕГ.TV.

Поэтому любые действия, связанные с применением насилия в отношение гражданских лиц, противозаконны. Вопрос можно задавать исключительно о степени ответственности лиц, такой деятельностью занимающихся, указывает адвокат.

Разница только в том, будет эта ответственность уголовной или административной. А вот почему официальные силовые структуры закрывают глаза на существование структур неофициальных, какой у них в этом интерес – это вопрос уже к ним, – говорит Гофштейн.

Беспредел в рамках приличия

Подобные услуги могут предлагаться более или менее открыто, если соблюдены определенные “приличия”, считает советник Министерства юстиции и Верховного Суда Владимир Радченко.

В России могут вполне легально существовать частные “армии”. Это – частные охранные предприятия, ЧОПы. Если та или иная “бригада” крепких ребят зарегистрирована как ЧОП, то они могут совершенно не таясь выполнять “боевые задачи”, которые даны им заказчиками, – сказал он СНЕГ.TV.

Несмотря на то, что “Медуза” собрала огромный фактический материал о существовании “параллельных” силовых структур, их существование ставит под сомнение председатель Общественного Совета по безопасности и борьбе с коррупцией Роман Худяков.

В нашем государстве монополию на любые силовые действия имеет только само государство в лице его силовых ведомств. Никакие ЧОПы, а тем более какие-то неофициальные структуры, такого права не имеют, – сказал он СНЕГ.TV.

Поэтому любые акции, будь то физического насилия или “просто” устрашения, являются с правовой точки зрения беспределом, который должен пресекаться официальными правоохранительными органами.

Давайте называть вещи своими именами. Все организаторы, участники и заказчики “рынка” таких услуг – преступники. Конечно, где-то в регионах такие незаконные объединения могут существовать в логике местных коррупционных схем. Но для этого и существует Генпрокуратура, Следком и ФСБ, чтобы пресечь подобные проявления, – говорит Худяков.