ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Хеллоуин круглый год: россияне боятся властей больше, чем нищеты

© Коллаж/Снег.TV

Уровень страхов в российском обществе вернулся к значениям 1990-х годов, когда он был максимальным за всю историю наблюдений.

Опрос, проведенный Левада-центром накануне Хеллоуина, показал, что больше всего граждане РФ боятся родного государства.

Также россиян преследуют страхи мировой войны, произвола властей, массовых репрессий и ужесточения политического режима.

Первые места занимают болезнь близких, мировая война, произвол властей, страх бедности, возврат к репрессиям, потеря работы.

Нет причин не бояться

Процент людей, испытывающих те или иные страхи, сильно зависит от социально-экономического и политического контекста, так как он в той или иной мере “вытаскивает на свет” фобии, которые в иных условиях себя, возможно, не проявили бы, говорит доктор социальной психологии, профессор РУДН Максим Киселев.

В периоды общественных переломов и исторических развилок количество людей, испытывающих те или иные страхи, резко возрастает во все времена, будь то начало 20 века, 1990-е годы или сегодняшний день. Такие периоды – питательная почва для любого рода фобий, мистицизма, не говоря уж о вполне рациональных опасениях,– сказал он СНЕГ.TV.

При этом социологи четко разделяют страхи, порождаемые проблемами в головах у их носителей, и страхи “рациональные”, которые генерируются объективными внешними причинами.

Людей вполне резонно может волновать (более того, должно волновать), как содержать семью, что будут кушать дети и т.д. И вот такие разумные опасения совершенно четко соотносятся с экономической обстановкой в стране и служат очень точным индикатором последней,– говорит эксперт.

Поэтому для социологов гораздо важнее посчитать, какая часть общества испытывает именно “рациональные” страхи, чем какая часть ждет прилета агрессивных инопланетян.

Российская реальность дает огромный спектр для таких обоснованных страхов – начиная от вопросов экологии, мусорных свалок и заканчивая ростом цен. То есть как раз те несколько процентов россиян, которые, согласно Леваде, “ничего не боятся”, либо бравируют, либо как раз не вполне адекватно оценивают обстановку,– заключает Киселев.

А нам все равно

Тем не менее, согласно того же опроса, немалое число респондентов не испытывает тревоги ни по одному из предложенных пунктов.

Так, произвола властей не боятся 17% опрошенных. Столько же не опасаются болезней. Мировой войны не ждут 22%. Еще больше – 24% – не боятся впасть в нищету. Далее, 29% не предвидят возврата к массовым репрессиям. А смерти не боится и вовсе 35% респондентов.

Есть такой феномен как “оптимизм вопреки всему”, иначе именуемый конформизмом, говорит социальный психолог Алексей Рощин.

В любом обществе в любом его состоянии всегда есть “ядерная группа” населения, которая считает, что все, что бы ни делали власти, они делают из бескорыстной заботы о своих “подданных”. В советское время эта стихийная идеология даже выкристаллизовалась во фразе “лишь бы не было войны”,– сказал он СНЕГ.TV.

Однако подобная стойкость к страхам является не столько признаком здоровой психики этих людей, сколько симптомом социального инфантилизма – что, конечно, не болезнь, но тоже не повод для гордости.

Те люди, которые смеют свое суждение иметь, воспринимаются в России негативно не только властью, но и согражданами, которых “пессимисты” пытаются потревожить в их «хате с краю». Причем такое отношение характерно не только для обывателей в медвежьих углах, но и для обитателей московских квартир,– говорит Рощин.

Теги