ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

«Кнопка смерти»: всё импортное оборудование в России – бомбы с часовым механизмом

© Коллаж/Снег.TV

Производитель оборудования для нужд Газпрома, австрийская LMF, отключила свои компрессоры, которые ранее были поставлены российскому газовому монополисту.

Отключение было произведено дистанционно, подачей сигнала со спутника, заявили в Газпроме.

Причины отключения пока официально не известны. Это может быть связано как с западными санкциями, так и с выработкой ресурса австрийских компрессоров.

Если дело именно в санкциях, то не исключено, что такое же отключение произойдет и с оборудованием американского и швейцарского производства, которое использует Газпром.

Использование любого оборудования, при котором зарубежный производитель оставляет за собой элементы контроля за его работой, несет покупателям достаточно высокую степень уязвимости, говорит эксперт по “Интернету вещей” Олег Сальманов.

Почти наверняка при поставке любого сложного технического оборудования стороны обговаривают в контракте, какие полномочия имеют каждая из них в процессе его эксплуатации. В числе прочего, контракты содержат перечень условий, при которых поставщик имеет право свое оборудование отозвать или отключить, – сказал он СНЕГ.TV.

В качестве примера эксперт приводит поставки тому же “Газпрому” турбин компанией Siemens, одним из условий которого было, что это оборудование не будет использоваться в Крыму. Это условие российский покупатель, как известно, нарушил, получив последствия в полном соответствии с поговоркой “нечего на зеркало пенять”.

Причины нынешнего отключения компрессоров в Газпроме тоже могут быть вызваны какими-то нарушениями условий эксплуатации, о чем производитель узнает моментально, так как постоянно мониторит работу своего оборудования с сервисными целями и “держит палец” на кнопке отключения его, не исключает Сальманов.

Маловероятно, чтобы LMF отключила эти компрессоры без предупреждения – такое вряд ли возможно по условиям любого контракта в цивилизованном мире. Но в любой российской крупной корпорации в цепочке руководства может найтись начальник-самодур, который от таких предупреждений отмахнется в надежде на авось. Не исключено, что в Газпроме произошел именно такой случай, – предполагает он.

Обвинять поставщиков оборудования в произволе или “технологическом терроризме” вряд ли уместно, потому что они отдают себе отчет, что отключение промышленного оборудования без заблаговременного предупреждения может привести к масштабным технологическим катастрофам.

Это в равной степени касается как оборудования для атомных электростанций, так и каких-нибудь контроллеров в частных автомобилях, подчеркивает Сальманов.

Если поставщик каких-то чипов для автомобилей решит дистанционно их отключить без заблаговременного предупреждения и это приведет к тысячам аварий на дорогах, поставщик разорится на судебных компенсациях автовладельцам. Поэтому все компании стараются известить клиентов об отзыве оборудования или узлов как можно раньше и шире. Но поставщик не несет ответственности, если передача такой информации застопорилась где-то в середине цепочки: например, на уровне дилера, – объясняет эксперт.

Уязвимость импортного оборудования к воздействию со стороны его поставщиков в самом деле представляет колоссальную проблему, говорит главный аналитик Центра содействия модернизации и технологическому развитию экономики Эдуард Пройдаков.

Почти все западное оборудование, которое поставляется на экспорт, содержит программные либо аппаратные прошивки. Их крайне трудно обнаружить, если производитель не сообщает об их наличии сам. И такие прошивки представляют собой мину замедленного действия, которую производитель может инициировать в любой момент, – сказал он СНЕГ.TV.

Пройдаков вспоминает, что в СССР существовал даже специальный отдел при КГБ, который занимался поиском таких “закладок” в импортном оборудовании, и хлеб свой “технологические контрразведчики” ели не зря.

Я лично не раз отправлял в КГБ компьютеры, которые наш институт покупал в США, а купить их где-то еще тогда было невозможно. И техники из этих IBM “выковыривали” электронные платы, которые выполняли функции прослушивающих устройств. Но это было в СССР. А сейчас отношение к таким “закладкам” в России намного более расслабленное, и о том, что западное оборудование контролируется производителями, наши покупатели часто закрывают глаза, – говорит эксперт.

Из-за массового проникновения импортной электроники в Россию страна может быть завоевана без единого выстрела, полностью дистанционно, предупреждает он.

Если будет поставлена такая задача, огромная часть российской инфраструктуры – транспортной, энергетической, телекоммуникационной – будет выведена из строя одним нажатием кнопки где-то за границей. Хотя на наши стратегические ракеты импортные чипы, к счастью, не монтируются, а вот авионика почти на сто процентов у нас импортная, – говорит Пройдаков.

Что победа в современной войне возможна простым нажатием кнопки, известно со времени американской операции “Буря в пустыне”, когда 40 иракских истребителей “Мираж” французского производства просто не смогли взлететь, поскольку коалиция инициировала самоуничтожение жизненно важной авионики в “Миражах”. В воздух смогли подняться только приобретенные в СССР “Ми-24”.