ЖИЗНЬ ТЕХНОЛОГИИ

Путин сделал ставку на искусственный интеллект

© Коллаж/Снег.TV

Россия должна развивать свой искусственный интеллект, чтобы не оказаться на задворках цивилизации уже к середине века.

Исходя из этого, президент Владимир Путин утвердил очередной национальный проект – на этот раз по развитию ИИ до 2030 года.

Стратегия развития ИИ определяет, что отечественным ученым нужно повысить количество научных публикаций по этой теме и быть более вовлеченной во все международные дискуссии по ней; разрабатывать соответствующее ПО; готовить квалифицированные кадры и много другого хорошего и полезного.

Когда произносят слова “искусственный интеллект”, неспециалисты представляют себе что-то вроде человекоподобных роботов из фантастических фильмов. На самом деле, все выглядит намного прозаичнее, говорит эксперт компании Clover Group Виктор Мельников.

Искусственный интеллект – это способ применения статистических методов для обработки больших массивов информации и принятие решений на основании анализа этих массивов. То есть ИИ может на основании заданных параметров выдавать предложения по тем или иным действиям. Но ИИ не может сочинять стихи или рисовать картины – в лучшем случае, машина может очень умело имитировать творческие процессы, – сказал он СНЕГ.TV.

То есть ИИ – это не софт и не “железо” по отдельности, это методология их использования для вышеуказанных задач.

Россия сейчас в разработке ПО, которое используется для снабжения ИИ, находится в группе скорее лидирующих стран, чем отстающих. Есть успехи и в использовании ИИ на практике. Например, в пермской баскетбольной команде “Парма” тренером работает робот Promobot. Он анализирует количество попаданий, промахов, пробежек, фолов каждого игрока. И на основании этого строит оптимальную модель и даёт тренеру рекомендации по правильному подбору  команды в тот или иной момент времени.

Но одно дело – разработать ПО, пусть даже самое передовое. И совсем другое дело – найти искусственному интеллекту реальное применение, подчеркивает Мельников.

Российская экономика очень разноплановая. Есть компании, где все производственные процессы полностью управляются ИИ. А есть компании, в которых до сих пор считают на калькуляторах и пишут приказы на бумаге. Идея стратегии ИИ в том и состоит, чтобы увеличить число первых компаний и уменьшит число вторых, – говорит эксперт.

С этим полностью согласна гендиректор петербургской компании-разработчика ИИ Promt Светлана Соколова.

Термин ИИ – это красивая маркетинговая обертка для алгоритмов обработки информации вычислительной техникой. А применять такие алгоритмы можно и нужно не только в области IT, но хотя бы и в сельском хозяйстве, – сказала она СНЕГ.TV.

Соколова призывает не иронизировать над возможностью, когда ИИ будет работать не только баскетбольным тренером, но и руководителем фермерского хозяйства.

Яйценосность кур или величина надоев коров напрямую зависит от рациона питания, светового режима и десятков прочих факторов, которые человек учесть и сбалансировать наиболее оптимальным образом не всегда может, а ИИ – вполне. Высокая производительность сельского хозяйства и вообще трудовых процессов в странах Запада не в последнюю очередь связана именно с тем, что там технологии автоматизированного принятия решений применяются уже давно, – говорит она.

Впрочем, нет никаких причин, чтобы нацпроект ИИ не постигла судьба всех прочих нацпроектов, которые были приняты с фанфарами, но реализация которых идет черепашьими темпами.

Например, в начале октября власти Ставрополья с гордостью отрапортовали, что целых десять (штук, не тысяч) предприятий края присоединились к нацпроекту повышения производительности труда “и еще два готовятся это сделать”.

С такими темпами развития российской экономики Запад может капитулировать прямо сегодня – конкурировать со страной, где производительность труда повышают с помощью указов, дело заведомо проигрышное.