ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Дружба, скрепленная нефтью: Россия не выпустит Венесуэлу из объятий

© Коллаж/Снег.TV

Россия не выпустит Венесуэлу из своих геополитических объятий независимо оттого, будет ей такая “дружба” приносить экономическую выгоду или же поддерживать президента Николаса Мадуро придется себе в убыток, считает издание Foreign Policy.

По мнению FP, президент России Владимир Путин играет ведущую роль в удержании на плаву венесуэльского президента. Пока он это делает, нынешняя американская политика санкций мало может влиять на внутриполитическую ситуацию в этой стране.

Присутствие России в Венесуэле наиболее значительное после кубинского ракетного кризиса участие Москвы в делах Латинской Америки.

В августе Москва и Каракас заключили соглашение, что военные корабли двух стран могут посещать порты друг друга без предварительных согласований.

Понятно, что формула “друг друга” – это фигура речи. Вряд ли венесуэльские крейсера зачастят в Новороссийск. А вот присутствие ВМФ России в венесуэльских водах может служить “пугалом” для американских попыток установить морскую блокаду Венесуэлы.

Все соглашения с Каракасом для Москвы имеют очень прагматическое значение, какая-то “интернациональная дружба” там и рядом не стоит, опровергает построения Foreign Policy профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец.

Если к власти в Каракасе придет оппозиция, Россия может попрощаться со всеми контрактами по торговле нефтью и поставке вооружений, заключенными после 2015 года. Венесуэльский оппозиционный Николасу Мадуро парламент однозначно заявляет, что контракты, подписанные при президентстве Мадуро, являются нелегитимными. То есть что эти контракты будут аннулированы на следующий день после того, как Мадуро лишится власти, сомнений нет никаких, это известно наперед,– говорит Хейфец.

У Foreign Policy, National Interest и тому подобным американским ультраконсервативным “мозговым центрам” является нормой рисовать международные отношения с пораженческих позиций. Как же все произойдет на практике, если оппозиция с внешней помощью или без оной попытается сместить президента Мадуро, совершенно неизвестно.

До прямого военного вмешательства на стороне Мадуро, по сирийскому сценарию, дело скорее всего не дойдет, считает Хейфец.

Во-первых, в отличии от Сирии, Россия не располагает на территории Венесуэлы военными базами, а во-вторых, и это главное, у Москвы на латиноамериканском континенте нет такого влияния и потенциальных союзников, как на Ближнем Востоке, – объясняет он, почему.

Тем не менее, FP утверждает, что сотни российских военных распространились по гарнизонам в Венесуэле. “Взяв вмешательство России на Украине в качестве образца, российские солдаты начали надевать форму венесуэльской армии в попытке слиться с ней”, – утверждает издание.

В эпоху американско-советского противостояния роль «непотопляемого авианосца» для Москвы выполняла Куба. Однако сейчас Москва старается не вмешиваться в довольно деликатные отношения Вашингтона со странами Западного полушария, говорит замдиректора Института стран Латинской Америки Владимир Сударев.

Никому в Москве не хочется рисковать и провоцировать новый Карибский кризис. Присутствие даже небольшого числа российских военных в Венесуэле, конечно, раздражает Вашингтон но формально предъявить Москве тому нечего: ведь сами США держат три военных базы в Аргентине, — говорит эксперт.