ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

От Кремля подальше: зачем Путин уволил Сергея Глазьева

© Коллаж/Снег.TV

Советник президента РФ по экономике с 2012 года Сергей Глазьев больше не работает на этом посту: Владимир Путин подыскал ему новую работу подальше от Кремля.

Впрочем, о предстоящей смене работы было известно еще в августе. 1 октября карьерные перспективы советника президента стали совершенно четкими: Глазьев был утвержден на посту министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Экономические взгляды Сергея Глазьева, мягко говоря, не совсем вписываются в рыночную модель, хоть в ее либеральном, хоть в консервативном виде. Он сторонник фиксации обменного курса рубля, заморозки розничных цен, ускоренной эмиссии рубля и прочих механизмов “советского” планового ведения народного хозяйства.

В своих экономических подходах Глазьев стоит где-то рядом с коммунистами, хотя никогда не состоял в КПРФ, да и в самой КПРФ относительно доктрины теперь уже бывшего советника нет единого мнения.

Например, главный политический советник Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Вячеслав Тетекин считает, что для Глазьева переход на работу в ЕЭК – это ощутимое карьерное продвижение.

Все то время, пока Глазьев занимал должность советника президента, было непонятно, в чем состояла его работа: потому что к советам Сергея Юрьевича никто никогда не прислушивался. Его там держали просто как противовес либералам, хотя президент Путин – сам либерал и сторонник прозападных ценностей, как бы он ни старался от этого открещиваться, – сказал Тетекин СНЕГ.TV.

Коммунисты в целом разделяют социально-экономическую доктрину Глазьева, хотя считают ее недостаточно последовательной.

Глазьев никогда не требовал национализации российской экономики, а без этого никакие реальные преобразования невозможны. Возможно, именно из-за этой половинчатости в Кремле неизменно побеждала точка зрения прозападных либералов, – считает Тетекин.

На должности министра по делам интеграции в ЕЭК у Глазьева будет больше возможностей и полномочий для практической реализации своих концепций, считает депутат.

У него появляется конкретный фронт работ, где он сможет что-то делать практически, а не просто давать советы, которые к тому же игнорируют. Интеграция с бывшими союзными республиками находится вполне в зоне его профессиональных компетенций, – убежден Тетекин.

На посту министра по интеграции в ЕЭК Глазьев будет вполне “в своей тарелке”, соглашается глава Института национальной стратегии Михаил Ремезов.

Глазьев возвращается в ту стихию, где он ощущает себя как рыба в воде: ведь это не в последнюю очередь его усилиями состоялся Таможенный Союз. Его и в советники-то в Кремль пригласили в качестве награды за проделанную в ТС работу, – сказал Ремезов СНЕГ.TV.

Идеологические взгляды Глазьева могут сыграть в рамках ЕЭК интеграционную, “общепримиряющую” роль в том числе и потому, что они представляют собой некоторую “медиану” между экономической политикой стран-участниц.

Осуществляемая в России экономическая модель более рыночная, чем в Белоруссии, но по ряду критериев менее либеральная, чем в Казахстане. То есть у Глазьева как представителя России будет идеальная позиция для балансировки подходов трех стран к интеграционным процессам, – говорит эксперт.

В рамках “рентной модели” интеграция вообще противопоказана, так как она означает увеличение количества претендентов на ограниченный объем ресурсов. В парадигме же модели развития на первую позицию выходит расширение емкости рынка для сбыта товаров и услуг: и в этой модели интеграция оказывается необходимым условием для экономического роста.

Идеология Глазьева, несомненно, ближе ко второй концепции: он видит государство как организующий институт и инициатор развития. Такой модели нигде на постсоветском пространстве в чистом виде нет, но теперь у министра ЕЭК развязаны руки попытаться ее осуществить, – говорит Ремезов.