ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

«Счастье есть»: пригожинские «тролли» объяснят россиянам, в чем их счастье

© Коллаж/Снег.TV

Президент Владимир Путин публично благословил проект по распространению позитивного контента в интернете. Он называется «Счастье есть» и находится  под опекой первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко —  об этом недвусмысленно свидетельствует тот факт, что презентация прошла на  заседании наблюдательного совета «Россия — страна возможностей» (на этой же платформе реализуется известный проект «Лидеры России»).

Позитив в море негатива

Как объяснил директор РОЦИТ Сергей Гребенников, идея заключается в том, чтобы «увеличить количество позитивных эмоций в интернете».

Навязывать позитивную повестку  в условиях стагнирующей экономики и полной неопределенности перспективы — тот еще квест, но в  самой  идее нет ничего принципиально нового. Большая часть СМИ давно уже превратилась в инструмент официальной пропаганды, где о власти говорят, как о дорогом покойнике: либо хорошо, либо никак.  Такой результат достигнут благодаря  контролю над СМИ, обеспеченному как при помощи госдотаций,  так и посредством прямых  контрактов на освещение деятельности органов всех уровней власти. Такие контракты сейчас  не заключает только ленивый  (сайт госзакупок сообщает о более чем  5600 конкурсах с подобной тематикой и честно признается, что их количество превосходит возможности выгрузки).

Однако возникает проблема: аудитория классических  СМИ неуклонно сокращается, внимание  читателя и зрителя  перетекает в соцсетям и к видеоплатфомам. Это объективный процесс, но в России он усугубляется низким качеством профессиональных СМИ: отсутствие конкуренции и необходимость отрабатывать официальную повестку сыграли с ними плохую шутку.

И если в телевизоре ты смотришь то, что тебе показывают, то  в  соцсетях действуют другие законы: люди выбирают то, что им интересно. И  вот на этом уровне плохие новости всегда получают приоритет. Учёные объясняют  такое поведение инстинктом самосохранения, который заставляет  человека обращать внимание на угрозы и риски. То есть такая реакция  совершенно естественна и служит  залогом выживания. Кроме того, «плохие новости» выполняют  важную социальную функцию — речь идет о поиске и выявлении  ошибок в работе общественных  систем.

Бабло побеждает зло

Однако государство очень  часто трактует такой сигнал тревоги как «негативный контент» и всячески препятствует его распространению, вплоть до блокировки сайтов с «вредным» содержимым. С недавних пор у нас есть «закон о неуважении к власти», существенно ограничивший критику госорганов  (45 дел за первые полгода, подсчитали правозащитники).

Ну и, наконец, «фабрики тролей» для борьбы с оппозиционой активностью в соцсетях. Ну а теперь власть — в поисках пряника, который должен стать альтернативой всему этому.  И мы наблюдаем конкуренцию за право осваивать соответствующий  бюджет. Еще в конце прошлого года Путин признался, что на создание позитивного  контент а в Рунете ежегодно выделяется около 400 млн. рублей «Делаем и будем продолжать», говорил он.

Понятное дело, что недостатка в  желающих освоить очередной госзаказ не наблюдается. Вряд ли обсуждение «позитивного контента»  случайно совпало с известием о том, что владелец  «фабрики троллей» Евгений Пригожин возглавил медиахолдинг «Патриот», который ставит своей целью «создание благоприятного информационного пространства, направленного на развитие страны». В группу вошли такие издания, как Федеральное агентство новостей (ФАН), «Экономика сегодня», «Политика сегодня» и «Народные новости». Первые два из них находятся под санкциями США, введенными в декабре 2018 г. по обвинению во вмешательстве в выборы. Ну а теперь они будут объяснять россиянам, в чем их счастье — и все это на деньги налогоплательщиков, которым в последнее время и так нелегко приходится. Впрочем, как  гласит известная восточная  мудрость, «сколько раз не говори «халва», во рту слаще не станет. Попытка внушить россиянам счастье  обречена на провал, если реальные основания для положительных эмоций отсутствуют.

Добавить комментарий

Комментировать