ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

«Формула Путина»: возможно ли возвращение ДНР и ЛНР обратно в Украину

© Коллаж/Снег.TV

Разрешение конфликта вокруг Донбасса забрезжило после того, как члены “Нормандской четверки” (Россия, Франция, Германия, Украина) согласовали разведение сил конфликтующих сторон и так называемую “формулу Штайнмайера”.

“Четверка” соберется в Париже, чтобы перевести эти декларации в “дорожную карту”, как ожидается, в течение октября – первый раз после 2016 года. Разведение сил сепаратистов и ВСУ, демонтаж укреплений и снятие минных полей намечено на 7 октября.

При этом у наиболее заинтересованной в урегулировании конфликта страны, Украины, и самая слабая позиция. Президент Владимир Зеленский моментально оказался под атакой отечественных националистов, которые называют формулу Вальтера Штайнмайера (бывшего министра иностранных дел ФРГ) предательством интересов Украины.

Согласно ей, ДНР и ЛНР получают особый статус в рамках Украины после проведения там выборов, которые ОБСЕ должна признать честными и свободными.

Украинские “государственники” отвергают такую формулу, поскольку для них не требует доказательств, что выборы в ЛДНР честными и свободными быть не могут по определению. А избранные на них депутаты Верховной Рады станут проводниками политики Кремля и агентами российского влияния. Экс-президент Петр Порошенко даже назвал этот документ “формулой Путина”.

Во властных структурах в Киеве всерьез опасаются, что согласие на эту формулу вызовет новый Майдан.

Одновременно главы ДНР и ЛНР выступили с совместным заявлением, смысл которого сводится, если коротко, к тому, что как минимум три члена нормандской “четверки” могут “идти лесом” со своими формулами.

Даже вопрос об интеграции с Россией Денис Пушилин (ДНР) и Леонид Пасечник (ЛНР) оставили на полное усмотрение своих республик.

С такими подходами действующих лиц Парижская встреча “четверки” обречена на провал еще до ее начала, уверен сперва украинский, затем донецкий, а сейчас российский журналист и политолог Александр Роджерс.

Нормандский формат, как и Минские соглашения – это имитация бурной деятельности, которая в реальности никакой деятельностью не является. Можно годами вести “переговоры”, но в них нет ни малейшего смысла, потому что конечной целью всех этих саммитов является то, что жители Донбасса отвергают в принципе – реинтеграция в Украину, – сказал он СНЕГ.TV.

По убеждению Роджерса, жители ДНР и ЛНР не согласятся на возвращение в состав Украины ни в каком статусе, будь он самым разособым. Потому что их целью является вхождение в состав России – и в этом случае донбассцам как раз не так важно, в каком статусе это произойдет.

ДНР и ЛНР уже по факту интегрированы в Россию. Там ходит российский рубль, почти все жители этих республик получили российские паспорта. И там никто и мысли не допускает, что Москва их “сольет”. Если бы такие намерения у российского руководства были, зачем было городить огород с принятием жителей этих территорий в гражданство РФ? – считает он.

Роджерс также уверен в том, что ожидать от украинского президента Владимира Зеленского каких-то действий в ходе исполнения Минских соглашений не следует.

Зеленский, как и все его предшественники на этом посту – не игроки. Они фигуры, которые передвигают настоящие игроки в западных столицах. Поэтому как бы ни критиковали Зеленского в Киеве, как во властных структурах, так и на улицах, он подпишет любые документы, которые ему положат его хозяева за пределами Украины, – считает Роджерс.

Встречи “Нормандской четверки” имеют смысл лишь в плане достижения некоторой программы-минимум, потому что программа-максимум – реинтеграция Донбасса в Украину – не исполнима в принципе, соглашается создатель проекта PolitRussia Кирилл Стрельников.

Россия ни в коем случае не будет “сливать” Донбасс на этих и любых последующих переговорах, поскольку воля народа этих территорий высказана совершенно определенно: только в Россию, но никак не в Украину, – сказал он СНЕГ.TV.

Но Россия полностью готова способствовать тем шагам в Минских соглашениях, которые способствуют прекращению военного положения на линии разграничения в Донбассе и решения гуманитарных вопросов.

Москва не видит ничего плохого ни для себя, ни для ЛДНР, если будут сняты минные поля, прекратятся обстрелы, будет налажено нормальное энергоснабжение республик Донбасса. Даже если итогом встречи в Париже станут подвижки по этим вопросам, игра будет стоить свеч, – говорит политолог.

Все прочие задачи, которые ставят перед собой внешние к Донбассу силы, решаемы лишь в той степени, в какой это интересно Донецко-луганскому политическому самообразованию. Как ни обидно это осознавать “большим” игрокам, условия в этой игре им диктуют именно самопровозглашенные республики, но никак не наоборот.

Именно поэтому в Москве очень спокойно относятся ко всем предлагаемым формулам, четверкам и прочему политическому творчеству, что там понимают: это только броуновское движение, от которого вреда никакого, а минимальная польза, некие бонусы – в виде, к примеру, разведения войск – может быть, – говорит Стрельников.