ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Пенсионный продукт: Минфин придумал новый способ копить на старость

© Коллаж/Снег.TV

Будущим пенсионерам хотят с 2020 года предложить очередное новшество, под условным названием “гарантированный (или “индивидуальный”) пенсионный продукт”.

В Минфине завляют, что основными целями ГПК является создание государственной системы гарантий сохранности добровольных пенсионных накоплений и создание стимулов для самостоятельного формирования таких накоплений работниками.

Однако уже само название вызывает опасения, что “пенсионный продукт” может иметь такое же отношение к пенсиям, как “сырный продукт” к сыру.

Ранее замглавы финансового ведомства Алексей Моисеев говорил, что новая система будет модернизацией существующей системы негосударственного пенсионного обеспечения, доверие к которой у россиян падает не по дням, а по часам.

Так, за первое полугодие 2019 года граждане подали менее 82 тыс. заявлений на перевод накоплений в один из НПФ. За тот же период прошлого года таких заявлений было подано 530 тысяч.

Отличия “пенсионного продукта” от существующих пенсионных счетов минимальные, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Различий, собственно, два. Первый – распорядителем пенсионных взносов становится сам вкладчик НПФ. Сейчас вкладчик не может изъять накопленные средства до достижения определенного возраста. Минфин же хочет дать вкладчику право забрать свои накопления в любой момент, – сказал он СНЕГ.TV.

По сути, отличие между существующей схемой инвестирования пенсионных отчислений и “продуктом” такая же, как между безотзывным банковским вкладом и вкладом “до востребования”.

Второе отличие “продукта” состоит в том, что полученный по нему доход будет освобожден от НДФЛ – при условии, что эти деньги не будут выведены из системы НПФ до достижения вкладчиком пенсионного возраста, – продолжает эксперт.

Именно такая схема используется в канадской пенсионной системе RSPP или в Plan 401k в США.

Однако и “пенсионный продукт” никак не гарантирует, что вложенные в него средства будут давать какой-либо доход. Ведь АСВ обещает возместить пенсионные вклады исключительно в случае банкротства НПФ (как и в случае с банкротством банка) и лишь в размере первоначального взноса, без учета набежавших процентов (в том случае, если фонд показывал прибыль). А по итогам 2018 года россияне, переведшие свои пенсионные накопления в негосударственные фонды, оказались в убытке – то есть им не полагается ни возмещение, ни проценты.

То есть снова, как ни крути, в России будущему пенсионеру выгоднее не совершать никаких телодвижений, как бы сладкоголосо государственные “сирены” ни заманивали его своими “продуктами”, указывает главный редактор интернет-журнала «Новый пенсионер» Елена Шахова.

Пенсионный фонд ВЭБ (администрирующмй зносы “молчунов” – прим. СНЕГ.TV) и негосударственные пенсионные фонды работают не совсем в равных условиях. В долгосрочной перспективе получается, что флуктуации рынка больно бьют по вторым, но менее чувствительны для первого, – сказала она СНЕГ.TV.

К пенсионным вкладам применимо то же самое правило, что к любому иному способу инвестирования средств: чем консервативнее политика банка или фонда, тем ниже доходность вклада. Но для пассажиров большого тихоходного корабля волнение на море всегда ощущается гораздо слабее, чем для скоростных, но более мелких судов.

Образно говоря, любой инвестор всегда выбирает альтернативу: либо добраться куда-то быстро, но испытывая все прелести качки, либо двигаться медленнее, но не опасаясь, что при первом порыве ветра корабль пойдет ко дну (хотя, конечно, размер сам по себе не гарантирует безопасность, о чем говорит судьба «Титаника»).

К пенсионным вкладам применимо то же самое правило, что к любому иному способу инвестирования средств: чем консервативнее политика банка или фонда, тем ниже доходность вклада. Но для пассажиров большого тихоходного корабля волнение на море всегда ощущается гораздо слабее, чем для скоростных, но более мелких судов.

Все-таки у ВЭБ есть бOльшая юридическая защита и, возможно, доступ к какой-то информации, которыми частные ПФы не обладают. ПФР полагается на некую константу, которая служит своего рода маяком, и который не позволяет государственному ПФ отклониться от безопасного курса, – говорит Шахова.