ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Банк не гарантирует: открывая вклад, вы не можете быть уверенным в его возврате

© Коллаж/Снег.TV

Вкладчики, доверившие свои деньги банкам, теперь рискуют с ними распрощаться навсегда, если банки заподозрят клиента в неправомерном обладании этими средствами. Причем “подозрительные” суммы начинаются всего от 600 тысяч рублей.

Это нигде не афишируется, но финансовые организации получили право в рамках закона по борьбе с отмыванием денег ФЗ-115 выяснять их происхождение и, более того, интересоваться, на какие нужды вкладчик собирается потратить свои собственные средства.

С этой практикой, в частности, столкнулись клиенты Московского кредитного банка и Сбербанка, о чем сообщила в четверг газета “Известия”.

В Сбербанке не смогли оперативно ответить на запрос Снег.tv. В пресс-службе МКБ сообщили, что банк не проявляет никакой самодеятельности, и требования уточнить происхождение денег у конкретного клиента полностью согласуются с ФЗ-115.

Обязанностью банка является обеспечение сохранности средств клиентов, а так же защита интересов кредиторов и вкладчиков. МКБ работает в строгом соответствии с законодательством РФ. В рамках исполнения требований Федерального закона 115-ФЗ банк обязан запросить у клиента дополнительные сведения по операциям, имеющим признаки повышенного риска – в том числе информацию по источнику происхождения средств или пояснение о планах дальнейшего использования. При этом даже в случае выявления подозрительной операции, речь идёт об отказе в ее проведении, но не блокировании счёта клиента, – сообщили Снег.tv в МКБ.

Финансовые организации не только в России, но и во всем мире в самом деле имеют право проверять подозрительные трансакции, и это не их решение – таково требование к ним национальных и международного законодательства, сказал Снег.tv президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Если банк пропустит трансакцию, которая затем окажется связанной с отмыванием денег, не поздоровится самому банку, поэтому эти организации отслеживают приходно-расходные операции не из-за каких-то своих капризов. Законодатель четко определил, какие операции могут считаться подозрительными, хотя этот список далеко не исчерпывающий – невозможно заранее предусмотреть все ходы, которые могут использоваться для легализации преступно заработанных средств, – говорит он.

Банк может начать подозревать, что вкладчик проводит не вполне понятные операции, исходя из динамики его поведения со своим счетом. Одноразовые трансакции вызывают подозрение у банкиров крайне редко.

Подозрение вызывает именно резкое изменение “привычек” конкретного клиента. Если он в течение ряда лет оперировал суммами в пределах ста тысяч, и вдруг начались приходно-расходные операции на миллионы, то банк резонно может заинтересоваться, каким образом вкладчик так внезапно разбогател, – говорит Тосунян.

Как клиент может доказать банку, что эти деньги не связаны с какой-либо преступной деятельностью?

Обычно бывает достаточно просто заверенной подписью вкладчика расписки с указанием источника внезапного богатства: “бабушка оставила наследство” или “дядя подарил на 50-летие”.

Это же касается и попыток снять со счета миллион наличными – от клиента могут потребовать указать, на что это миллион он собирается потратить: “на обучение ребенка в вузе”, “на кругосветное путешествие”, “на зубы любимой теще” и т.д.

Банку при этом совершенно не интересно устраивать “настоящее” расследование, и официальная расписка бывает вполне достаточной – потому что банку нужно не спасение заблудшей души своего клиента, а бумажка, чтобы “прикрыть заднее место” в случае, если трансакцией заинтересуется, например, Росфинмониторинг.

Банк сам решает, какое доказательство будет для него достаточным в каждом конкретном случае. Когда-то достаточно простой расписки, когда-то банк может потребовать у клиента НДФЛ или документ дарения, – говорит Тосунян.

Обвинять банки в нарушении прав вкладчиков не следует, соглашается управляющий Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин.

Это правда, что банки обязаны по закону проверять трансакции, которые перечислены в ФЗ-115 как подозрительные. Парадокс состоит в том, что эти требования федерального закона нарушают конституционные права граждан на распоряжение частной собственностью. Поэтому если вам отказываются выдававть деньги по первому требованию, следует брать у отделения банка письменный отказ и идти с ним к регулятору – в Центробанк, – рекомендует он.

Скорее всего, ЦБ разрешит конфликт ко взаимному удовлетворению, но если по каким-то причинам регулятор примет сторону коммерческого банка, письменный отказ из оного является достаточным документом, чтобы обращаться в суд.

Теги