ЖИЗНЬ ПРОИСШЕСТВИЯ

Что делать с «Суперджетом»: «Сухой» и «Аэрофлот» хранят молчание после трагедии в Шереметьево

© Коллаж/Снег.TV

Цепь «инцидентов» с самолетами SSJ100 компании «Аэрофлот» привела накануне к тому, к чему дело шло с угрожающей логикой.

Третья за последние десять дней авария «Сухого суперджета» унесла жизни более 40 человек.


При этом после двух предыдущих инцидентов (на рейсах из Риги в Москву и из Москвы в Волгоград) обе компании – производитель и эксплуатант – заняли позицию «не надо нагнетать», «все решит комиссия».

Нагнетают, однако, не СМИ, а статистика авиапроисшествий с “Суперджетом”, которые происходят слишком часто, чтобы быть просто случайностями.

  • В июне 2018 Superjet 100, следовавший из Иркутска в Санкт-Петербург, совершил аварийную посадку в аэропорту Барнаула. Причиной инцидента стало срабатывание пожарной сигнализации на борту.
  • В июле 2018 SSJ100 приземлился без стойки шасси в подмосковном Раменском.
  • В октябре 2018 SSJ100 авиакомпании «Аэрофлот», направлявшийся из Москвы в Ханты-Мансийск, вернулся в Шереметьево: у самолета сработал датчик невыпуска стойки шасси.
  • В том же месяце SSJ100 компании “Якутия” выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы.
  • В февраль 2019 SuperJet 100, совершавший рейс из Тюмени, после приземления в аэропорту Домодедово задел крылом фонарный столб.
  • В апреле 2019 вылет рейса SU 1351 Воронеж—Москва был отложен на 11 часов из-за “технического сбоя”.
  • В апреле же SSJ100 компании “Аэрофлот” вернулся после вылета из Риги в Москву из-за срабатывания датчика разгерметизации.
  • Ровно через сутки SSJ100 того же перевозчика вернулся в Шереметьево по пути в Волгоград по той же причине – срабатывание датчика разгерметизации.

Такие авиакомпании как «Азимут» и «Якутия», парк которых составляют в основном SSJ100, тогда вообще оказались не в курсе проблем с этим самолетом — о двух апрельских инцидентах их представители впервые услышали от СНЕГ.TV.

На портале Change.org в понедельник появилась петиция с требованием запретить полеты SSJ100. В соцсетях распространяются призывы и более радикального тона: распустить компанию «Гражданские самолеты Сухого» и даже вообще ликвидировать авиапром в России как таковой, «потому что им руководят дилетанты и коррупционеры».

Профессиональные пилоты отлично осведомлены о том, что эксплуатировать SSJ100 нельзя, говорит, в частности, летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев.

Самолет имел конструктивные недостатки, об этом знали с самого начала испытаний в ЦАГИ на прочность. Мы это все видели своими глазами, я говорил десять раз, что это афера 21 века. Отмыты миллиарды рублей, и за счет нашей крови, люди, которые участвовали в создании этого самолета, пробивании его, его лоббировании сегодня имеют свои собственные фирмы и миллиардный бизнес. И живут прекрасно, — сказал он радиостанции «Эхо Москвы» сразу же после трагедии в Шереметьево в воскресенье.

На утро понедельника официальной версией авиакатастрофы называется попадание в самолет молнии.

Однако профессиональные летчики утверждают, что никакая молния не может «поджечь самолет» — это противоречит законам физики.

Самолет — это так называемая «клетка Фарадея», которую электрический разряд обтекает по контуру, не проникая внутрь (именно на этом свойстве основаны научно-цирковые шоу, когда «бесстрашная» девушка стоит на изрыгающей страшные молнии электрической катушке, оставаясь при этом целой и невредимой).

Пилот SSJ100 Валерий Горюнов говорит, что причиной возгорания двигателей стала не сама молния — поскольку электрический разряд сам по себе к пожару на борту привести не может.

После попадания молнии в самолет там вышла из строя вся авионика. Пилотам пришлось сажать лайнер в так называемом direct mode — то есть ориентируясь не по приборам, а исключительно на глаз. Ребята оказались в сложнейшей ситуации. Хотя все мы отрабатываем такую нештатную ситуацию на тренажерах, это в высшей степени экстремальный вариант управления самолетом, – сказал он.

В “Аэрофлоте” пресс-секретарь компании Максим Фетисов не смог оперативно ответить на вопросы СНЕГ.TV о том, не намерен ли перевозчик заменить SSJ100 на другие типы самолетов на своих рейсах, которые обслуживают “Суперджеты”.

В базирующейся в Ростове-на-Дону авиакомпании “Азимут”, сто процентов авиапарка которой составляют SSJ100, сообщили, что трагедия в Шереметьево никак не повлияла на работу перевозчика.

Мы в принципе не можем отменить рейсы или заменить на них “Суперджеты” на какие-то другие самолеты, потому что их у нас просто нет. У нас все в порядке, все по плану. Авиакомпания Азимут выполняет рейсы согласно расписанию, все предполетные процедуры проводятся в штатном режиме согласно авиационным требованиям, – сказали СНЕГ.TV в “Азимуте”.

По данным пресс-центра “Азимута”, компания эксплуатирует девять SSJ100.

Директор компании “Инфомост” Борис Рыбак говорит, что гарантировать безотказность авиатехники не может ни производитель, ни эксплуатант.

Понять заранее, что какой-то узел самолета окажется дефектным, не получится: никто ведь не проектирует их заведомо бракованными! Это норма авиапромышленности: все недостатки устраняются только тогда, когда они проявляются, и сделать это на опережение никак невозможно, – сказал он СНЕГ.TV.

Отказы каких-то узлов в самолетах обычно происходят крайне редко: примерно один раз на сто тысяч часов полетов, говорит эксперт. Тревогу надо бить только тогда, если такие отказы начинают статистически превышать эту среднюю величину.

В случае с SSJ100 частота отказов начинает казаться как раз выше нормы, но, добавляет Рыбак, надо разбираться, в какой “паттерн” складывается эта статистика.

Если причиной всех инцидентов является отказ одного и того же узла, тогда производитель выписывает директиву летной годности- предписание эксплуатантам на ремонт или замену этой детали по всему парку. Если же каждый раз барахлят разные узлы, ставить на прикол все произведенные лайнеры бессмысленно, – говорит он.

Ответственность за авиапроисшествия очень четко поделена: за конструктивные дефекты отвечает разработчик, за брак в конкретных узлах – производитель, за эксплуатационные нарушения – эксплуатант.

И то, что сейчас эксплуатанты уверяют, что у них все в порядке, они не лукавят: это означает, что производитель “Суперджетов” не выписывал им никаких директив.

Это означает, что ГСС пока не может понять, что происходит все это время с его самолетами, в том числе и на прерванном рейсе 5 мая, – подчеркивает эксперт.