Без рубрики ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Донбасс наш: нужны ли России 4 миллиона новых граждан

© Коллаж/Снег

Официальное признание права жителей “отдельных районов Украины” на получение российского гражданства “по щучьему велению” имеет далеко идущие последствия для отношений Москвы и Киева. Но заметят ли это сами россияне, политикой не интересующиеся?

Либо в Кремле не умеют учиться на собственных ошибках и готовы наступать на одни и те же грабли бесконечно, либо там понимают, что кролик залез в нору слишком глубоко, и назад хода нет.

Конечно, раздача паспортов людям, большая часть которых заведомо не собирается жить в России, не является прямой аналогией с “лобовым” присоединением Крыма. А как скажутся последствия такого гибридного “присоединения” отдельных районов Луганской и Донецкой областей Украины на “старых” гражданах РФ и скажутся ли вообще?

По данным на 2017 год, на подконтрольной ЛНР территории проживает примерно 1, 5 млн постоянных жителей, а в ДНР – 2,3 млн.

Для сравнения, население Крыма составляет около 2, 6 млн человек.

Если эти почти 4 миллиона “новых русских” станут полноправными гражданами РФ, российская экономика, конечно, не рухнет, считают опрошенные СНЕГ.TV эксперты.

Так, по мнению руководителя Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергея Рязанцева, положительный эффект от приобретения новых нескольких миллионов граждан будет не моментальным, но он будет.

Новые граждане России из числа жителей Донбасса – это не даст немедленного развития, но это потенциал для такого развития, как демографического, так и экономического. Ведь в Россию переедут в первую очередь те, кто экономически активен – то есть эти люди будут генерировать национальный продукт, а не быть бременем для социальной сферы страны, – сказал он СНЕГ.TV.

Кроме того, добавляет эксперт, несколько сотен тысяч дончан и луганцев уже не первый год фактически живут в России (или на две страны поровну), и для них получение паспортов РФ станет просто юридическим оформлением фактического статуса.

В целом же, четыре миллиона – это не такая большая цифра в масштабах России, которая может заметно повлиять на социально-экономическую ситуацию в стране, подчеркивает Рязанцев.

Во-первых, Россия – страна богатая. Во-вторых, статистика учитывает не количество людей, имеющих на руках паспорт РФ, а число людей, физически проживающих здесь не менее года. Поскольку далеко не все получатели российского гражданства намерены физически бросить свои дома и перебраться в Россию, то по совокупности это влияние окажется еще меньше, – считает он.

“Коренным” гражданам РФ нет причин “ревновать” к новоиспеченным соотечественникам, говорит
доктор экономических наук, профессор Александр Щербаков.

“Новые” россияне никак не удлинят очереди, например, в поликлиники или детские сады – потому что и сейчас любой человек, независимо от гражданства, может пользоваться этими услугами, только что на платной основе, – сказал он СНЕГ.TV.

Задолго до “русской весны” сотни тысяч обладателей российских паспортов годами и десятилетиями жили (и живут) за границами суверенной территории РФ – в Европе, Америке, Азии. Они голосуют на выборах, и пользуются формально всеми правами соотечественников.

Однако ни у кого не вызывает негативных эмоций, что какая-нибудь старушка в Нью-Йорке или Хайфе хранит у себя в тумбочке российский паспорт – потому что эта старушка не сидит в очереди в поликлинику где-нибудь в Мытищах.

Маловероятно, что донбасские старушки всем скопом поедут в поликлиники в Ростове-на-Дону на другой день после получения российского паспорта. Не смогут они претендовать и на российские пенсии, поскольку для этого им надо было проработать на российские предприятия не менее 15 лет, – говорит эксперт.

В самом Донбассе возможность получить российский паспорт воспринимается в первую очередь как гарантия безопасности, и лишь потом – как возможность получить какие-то экономические выгоды, говорит жительница ДНР Оксана Шкода.

Мы видим в российских паспортах защиту от возможной агрессии со стороны Украины. Поэтому, я полагаю, сто процентов жителей ДНР и ЛНР получат эти паспорта. Если нас начнут бомбить, у нас теперь есть возможность призвать Путина ввести войска, как это было в Южной Осетии. Я знаю, что большинство мужского населения ДНР с готовностью вступит в ряды российской армии, если будет такая необходимость, – сказала она СНЕГ.TV.

Не всё так безоблачно, считает эксперт Институт социального анализа и прогнозирования Юлия Флоринская.

Вряд ли следует ожидать, что после формального разрешения получить гражданство России произойдут какие-то геологические сдвиги. Дело в том, что все жители Донбасса, кто мог это сделать, уже живут и работают в России, и для них получить паспорт – это формальное признание этого факта, но не более, – сказала она СНЕГ.TV.

Здесь совсем не нужно ничего гадать, продолжает эксперт, потому что такая схема уже обкатана в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье с помощью механизмов предоставления убежища, получения временного вида на жительство или программы переселения соотечественников.

Эта мера в чистом виде политическая, никак не повлияющая на общую миграционную картину. Хотя получатели паспортов станут претендовать на российский родительский капитал, пенсии и прочие выплаты, их число вряд ли пойдет на миллионы, – говорит она.

Теги

1 комментарий

Комментировать