ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

По принципу «последнего дня»: россияне берут новые кредиты чтобы гасить старые

© Коллаж/Снег

Банки выдали населению за первый квартал этого года кредитов на 1,97 трлн рублей. Это на 11% больше по количеству и на 17% больше по сумме, чем за последний квартал 2018 года, подсчитали в Объединенном кредитном бюро.

Рост кредитования происходит на фоне падения на 2,3% доходов россиян за тот же период.

Однако падение доходов, по видимому, никак не отражается на росте кредитования даже дорогих приобретений. По сравнению с прошлым годом количество автокредитов выросло на 13,7%.

По солидарному мнению экспертов, кредитный бум показывает, что россияне начали жить по принципу “последнего дня”, осознав, что лучше все равно не будет, и поэтому забота о будущем в их глазах утратила ценностный приоритет.

Рост кредитования “вопреки логике” на самом деле имеет определенную логику, говорит заместитель руководителя отдела рейтингов кредитных институтов Михаил Доронкин.

Рост числа и объема кредитования не противоречит тенденции на падение доходов населения, а скорее ее подтверждает. Потому что не исключено, что это не новые кредиты, а рефинансирование старых, поскольку из своих денег заемщики по-прежнему не в состоянии их вернуть, – сказал он СНЕГ.TV.

В пользу заемщиков (как вторичных, так и “первичных”) в нынешнем году работает снижение ставки по кредитам, произошедшее вслед за сокращением ключевой ставки ЦБ РФ.

Из-за того, что кредиты подешевели, “вторичные” заемщики при рефинансировании получают ощутимое облегчение долгового бремени. Да, их доходы за минувший квартал не выросли или даже упали, но ставка кредита упала еще сильнее, то есть такие заемщики оказались в лучшем положении, чем когда брали первичный кредит, – говорит эксперт.

Особняком стоят автокредиты, показавшие если не взрывной, то очень крутой рост.

По итогам первого квартала 59,2% от продаж автомобилей осуществлялись в долг, подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).

Как объясняет этот феномен Доронкин, автозаемщики представляют собой отдельную категорию граждан, которую не следует объединять с людьми, берущими потребительские кредиты или кредиты наличными.

Люди, которые могут себе позволить в текущей ситуации раскошелиться на новый автомобиль, относятся либо к среднему классу, либо еще выше. Для них отказаться от автомобиля так же невозможно, как отказаться от ботинок. Поэтому они будут покупать новые авто даже когда вокруг все будет рушиться. Но рост автокредитования говорит именно о том, что число людей, способных купить новую машину, заплатив 100 процентов сразу, постоянно уменьшается, – поясняет он.

Надо очень четко разделять две категории заемщиков, потому что и подход к их проблемам должен быть совершенно различным, соглашается эксперт Институт социального анализа и прогнозирования Александра Бурдяк.

Есть люди, которые влазят в долги потому, что они из кожи вон лезут, чтобы пустить окружающим пыль в глаза: покупают дорогие телефоны, закатывают свадьбы на триста человек или как-то иначе растопыривают пальцы. Таких, по правде говоря, не жалко – если человек не хочет жить по средствам, не умеет свои хотелки ограничивать, пусть его это заставит сделать жизнь,– сказала она СНЕГ.TV.

Однако такие «выпендрежники» все-таки составляют меньшинство кредитных должников, основной массе которых просто некуда себя еще дальше ограничивать, и они берут кредиты (в том числе с обманчивой приставкой «микро»), чтобы не протянуть ноги.

Впрочем, среди россиян уровень закредитованности пока все же не какой-то из ряда вон выходящий.

Самый высокий уровень этого явления — в США и Японии, где десятки миллионов заемщиков имеют по полтора десятка кредитов одновременно и постоянно берут новые, только чтобы погасить старые.