ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Из офицеров в курьеры: герой статьи Политковской больше 20 лет не может добиться справедливости

Сергей Школьный

Бывший офицер Сергей Школьный уже много лет не может официально устроиться на работу из-за того, что при увольнении из вооруженных сил ему не оформили личное дело. Еще в 90-х мужчина заступился за двух солдат, которых в мороз держали на гауптвахте, а впоследствии ампутировали им ноги. По словам Школьного, после этого его со скандалом уволили.

О Сергее Школьном писала еще журналистка Анна Политковская. С того времени прошло более 20 лет, но необходимые документы ему так и не оформили. Об этом отставной офицер рассказал “СНЕГ.TV”.

Две недели в мокрых валенках

С 1992 года Школьный проходил службу в 28-м отдельном дисциплинарном батальоне в поселке Мулино Володарского района Нижегородской области.

Сергей Школьный
© личный архив

По его словам, в дисбате были проблемы с дисциплиной, а дедовщина считалась обычным делом. Офицеры могли жестоко наказать военнослужащих. Так, зимой 1995 года двоих сержантов в мороз больше двух недель держали на гауптвахте — в результате им частично ампутировали ноги.

«Я заступил на дежурство, зашел в казарму проверить сержантский состав. И увидел сержанта Алексея Сорокина с темными обмороженными ногами. Спрашиваю: что такое? Солдаты объяснили, что его в мокрых валенках держали на гауптвахте две недели. Я немедленно велел отнести его в госпиталь — он уже ходить не мог», — объяснил отставной капитан.

Гауптвахта представляла собой неотапливаемое полуподвальное помещение. В то время в Нижегородской стояли 40-градусные морозы. Алексей сильно мерз, жаловался на плохое самочувствие и боли в ногах, к нему несколько раз присылали медсестру и она чем-то смазывала ему ноги. Но из карцера его так и не отпустили.

Дисбат в поселке Мулино
© youtube.com

В итоге у молодого человека развилась гангрена. В госпитале врачи ампутировали ему ступню на одной ноге и пальцы на другой. Культи долго не заживали, пришлось пересаживать кожу со спины. В больнице он провел несколько месяцев.

Похожая история до этого произошла с сержантом Вячеславом Гудулиным. На «губу» он попал перед Новым годом из-за опоздания на поверку. Выпустили его лишь 13 января. В результате парню ампутировали пальцы на обеих ступнях.

Так в некоторых воинских частях выглядит гауптвахта
© youtube.com

Чтобы не поднимать шум, Сорокина вынудили написать рапорт о том, что он обморозил ноги, гуляя босиком по снегу — якобы пытался уклониться от службы. А затем завели на него уголовное дело о дезертирстве.

Политковская против «Красной звезды»

Школьный написал письмо на имя министра обороны, попросил во всем разобраться. В части началась проверка, а «кляузника» сначала отправили в отпуск, а затем уволили.

«7 июля я написал рапорт: прошу меня рассчитать. Мне отказали. Потом перестали пускать в часть. Должны были оформить личное дело — приложить выписку из приказа об увольнении, характеристики, медицинское заключение о состоянии здоровья. Потом дело нужно было направить в военкомат города, который я укажу в заявлении. [Командир дисбата Вячеслав] Никешин этого не сделал, предписание для постановки на воинский учет тоже не было выдано», — отметил отставной офицер.

В 1997 году про историю Школьного писала журналистка Анна Политковская в «Общей газете». Сергей говорит. что после публикации журналистку вызвали к главному военному прокурору, а вскоре официальный печатный орган Министерства обороны — газета «Красная звезда» опубликовала несколько статей, в которых офицера назвали пьяницей и сутяжником. Офицер обратился в суд с иском о защите чести и достоинства и выиграл дело.

Переписка прекращена

Даже спустя 24 года военное ведомство не оформило личное дело Школьного как положено. Из-за этого он не может встать на воинский учет и официально устроиться на работу. Сейчас мужчине 57 лет, он живет в Москве, работает курьером в цветочном магазине.

Никуда в серьезную компанию меня не возьмут. Хотел в банк устроиться — служба безопасности выяснила, что личного дела нет, отказали. В госструктуру тоже не могу — в МЧС пытался, не взяли, — разводит руками Сергей.

Отставной капитан не раз обращался в суд, дошел до военной коллегии Верховного суда, которая признала его увольнение незаконным. Но документы получить он все равно не может — в Мулинском суде его обращения игнорируют. В последнем ответе суда говорится: «Переписка прекращена».

Но Сергей не намерен сдаваться. Сейчас он собирается обратиться в Конституционный суд России.

В Министерстве обороны не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Добавить комментарий

Комментировать