ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Сколько Россия простила другим странам и как поступают с долгами США и Китай

© Коллаж/СНЕГ

Во время последнего визита президента России Владимира Путина в Киргизию было заявлено что Россия выделит этой стране безвозмездную помощь в размере $30 млн. Параллельно с этим Бишкеку был прощен государственный долг в размере $240 млн.

Это далеко не первый случай, когда Москва списывает и прощает долги не самым богатым странам, что не может не вызывать вопросов как в экспертной среде, так и среди рядовых граждан. Действительно, на каком основании Россия отказывается от того, что принадлежит ей по праву, особенно если учитывать тот факт, что экономика самой России переживает сегодня не лучшие времена.

В чем смысл такой «искренней доброты», а также кому еще помимо Киргизии прощает сегодня долги Россия?

А чего с них взять

Что касается конкретно Киргизии, то здесь причины прощения довольно прагматичны. Во-первых, эта небольшая страна Средней Азии даже при всем своем желании вряд ли может вернуть обозначенные выше суммы. Экономика Киргизии не настолько сильна, чтобы Бишкек мог тащить на себе этот (не самый большой по мировым понятиям) долг.

Невольно возникает вопрос: а как тогда мог появиться этот долг, учитывая слабую платежеспособность должника. Ответ на него заключается во второй причине решения Москвы о списании киргизского долга. Это геополитика…

Форпост нынче дорог

На родине Чингиза Айтматова расположена военная база РФ, а также проводятся испытания новейшего российского оружия. Помимо этого, Киргизия — это важное государство в Центральной Азии, где идет соперничество России и КНР.

Но почему тогда выбрана именно Киргизия, а не соседний Казахстан, имеющий не меньшую границу с Китаем? Отвечая на этот вопрос, необходимо обратиться к первому обозначенному выше доводу – о бедности и зависимости Киргизии. В отличие от индустриально развитого Казахстана, страна слаба и сильно зависит от России, а это дорого стоит. Например, прощения миллионных долгов…

Кто мне должен, всем прощаю

Кто же еще из «друзей» может рассчитывать на щедроты России? Москва регулярно прощает долги как бывшим республикам СССР, так и бывшим сателлитам по «социалистическому лагерю». Причина тому — попытка сохранить некие имперские черты, присущие ранее Советскому Союзу.

Еще в 2014 году Россия простила $30 млрд долга Кубе. Стоит отметить, что, когда в Госдуме проходило голосование на этот счет, немало депутатов независимо от партийной принадлежности выражали свое возмущение. В ответ на это глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров напомнил, что в то время, когда эти средства предоставлялись Острову Свободы, не предполагалось ни Россией ни Кубой, что их придется отдавать.

Как и в других случаях, в Кремле понимали, что Гавана не сможет отдать эти долги, но надеялись на выгодное экономическое сотрудничество. Речь, в частности, идет о добыче нефти на Кубинском шельфе и инвестициях российских компаний. При этом, правда, известно, что на Кубе уже давно закрепились китайские и канадские компании, которые, хотя ничего кубинцам и не прощали, чувствуют себя весьма вольготно.

© pexels.com

Цена вопроса

Всего с 1996 года, согласно данным Минэкономики, Россия простила долги 23 странам почти на $100 млрд, не считая Кубы, и это огромная сумма. Среди этих государств Никарагуа, Ангола, Вьетнам. В 2008 году Россия списала Ираку $12 млрд, Афганистану — $12 млрд долга. Не надо быть большим знатоком геополитики, чтобы понять, почему «золотой дождь» всепрощения пролился именно над этими странами.

Правда, замминистра финансов Сергей Сторчак в интервью «Комсомольской правде» называл эти цифры «лукавыми». Тогдашние контракты с «братскими странами» заключались в рублях, а требования к заемщикам выражались в долларах: «Реальной экономики за ней не так много, если еще при таких подсчетах учесть, что мы финансировали советские предприятия по внутренним ценам, а поставки осуществляли по внешним», — говорил Сторчак.

Вместо «реальной экономики» за долгами стояла «реальная геополитика»: большинство из этих государств были частью оборонного пояса Москвы — в них находились советские военные базы либо советские воинские контингенты.

С надеждой на лучшее

Если в процессе принятия решения о предоставлении займов слаборазвитым странам главным доводом для Москвы оставались собственные представления о геополитических интересах, то при расчетах вероятности их возврата основную роль играет уже экономика. Например, в отличие от многих должников Ирак и Афганистан — это богатые ресурсами государства, хотя и сильно обескровленные военными конфликтами. Посему Москва не оставляет надежд, что, встав на ноги, они обеспечат российские компании выгодными контрактами. Определенная логика в таких рассуждениях есть. Однако нельзя забывать и о том, что режимы в этих странах крайне нестабильны и пришедшие новые правители вполне могут просто «забыть» о старых долгах.

Новый клиент?

Возможно, следующей в очереди за российским «всепрощением» может оказаться Венесуэла. Уход президента этой страны Николаса Мадуро не за горами, а новое правительство хотя и обещает учитывать российские интересы, вполне может забыть об этих выплатах. При этом речь идет о больших деньгах — их сумма оценивается в $8 млрд. Намек на то, что это может произойти, уже дали США. С таким заявлением, в частности, выступил член комитета Конгресса США по иностранным делам Брэд Шерман.

А что у них?

Нельзя сказать, что Россия — единственное государство, которое прощает долги союзникам или далеким вассалам. Так, решение простить долги беднейшим странам приняла в 1990-е годы администрация президента США Билла Клинтона. Сам Клинтон сказал, что это делается для «очистки души». Правда, речь шла о ничтожной сумме в $435 млн. Прощение было обставлено условиями: государства должны вложить средства, которые они планировали вернуть США, в образование и медицину, а также воздержаться от участия в военных конфликтах: «Это будет хорошо для нашей экономики, потому что она представляет собой инвестиции в будущие рынки; это хорошо для нашей безопасности, потому что в долгосрочной перспективе опасно дестабилизировать ситуацию, когда половина мира находится на переднем крае технологий, а другая половина борется за выживание», — объяснял тогда президент США.

Билл Клинтон © Wikimedia Commons

Среди государств, которым США простили долг, была одна из беднейших стран Африки — Кения. В начале первого срока Клинтона Соединенные Штаты списали ей $44,7 млрд, однако в ответ на это та должна была пойти на достаточно болезненные экономические реформы МВФ. Однако больших улучшений это не принесло, и в 2017 году агентство Reuters отмечало в своем обзоре, что долг африканских стран с тех пор только рос, а их экономики все больше зависели от доллара США.

Вопрос о том, списать или не списать долг третьих стран, для США, также как и для России, мотивирован политическими причинами. Так, Вашингтон, несмотря на многочисленные просьбы со стороны правительства Камбоджи, пока так и не списал ей копеечный по американским меркам долг в размере $500 млн, которые правительство страны взяло у США во время вьетнамской войны.

Страной в то время управлял проамериканский лидер Лон Нол, свергший легитимного лидера страны Нородома Сианука. США, которые в то время вели военные действия против Вьетнама, бросали бомбы и на Камбоджу, что заставило многих местных жителей бежать в отдаленные уголки страны, вступая в ряды жестоких «красных кхмеров»

Правительство сегодняшней Камбоджи считает, что оно не должно возвращать деньги, которые брал для своих целей диктаторский режим, однако в Вашингтоне придерживаются другого мнения: недавно о долге вспомнила администрация Дональда Трампа, которая настаивает на его выплате.

Ловушка

Прощением долгов развивающимся странам занимается и Китай, который также руководствуется при этом прагматическими соображениями. В марте КНР простила африканскому государству $78 млн из $5,7 млрд долга. Аналитики отмечали, что Китай этим шагом хочет добиться большего расположения США для получения выгодных контрактов в этой стране. Известно, что Пекин на протяжении многих лет давал в долг африканским странам, и эта стратегия даже получила название «debt-trap» — «долговая ловушка». Подобную стратегию Китай успешно применил в Шри-Ланке, где в обмен на прощение долгов этой стране взял контроль над крупным портом, а также прилегающей к нему землей.