ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Россиян ждет новый налоговый удар: на очереди недвижимость и электронные кошельки

© Коллаж/Sneg.tv

Без введения новых налогов и сборов с населения и бизнеса выполнить указы президента Путина по борьбе с бедностью невозможно, признал глава ФНС Михаил Мишустин.

Налоговики предлагают поскрести по сусекам у владельцев разного рода недвижимого имущества, заглянуть в карманы пользователей электронных кошельков, снять стружку с онлайновых агрегаторов различных услуг, вытянуть теневые доходы на свет.

В целом, Мишустин призвал увеличить долю государства в экономике, которая уже сейчас доходит до 70%.

Вся политика по искоренению бедности в России в существующих условиях сводится к перекладыванию денег из карманов одних групп населения в карманы других групп руками государства, потому что ни одна группа не будет делать это добровольно, – сказал СНЕГ.TV директор Института экономики и финансов Валерий Сенков.

Государство ищет механизмы изъять “излишки” у тех групп населения, где такие излишки можно изыскать – или объявить что-то таковыми. Это можно было бы сделать, как в ряде развитых стран, через прогрессивный подоходный налог. Но поскольку этот вариант в России сейчас табуирован, изыскиваются более изощренные методы, – говорит он.

Отрицательная сторона “разверстки” при плоской налоговой шкале состоит в том, что это бьет целиком и полностью по среднему классу, который уже сейчас платит налоги исходя из полной рыночной стоимости своего имущества.

При этом представители среднего класса, как и беднейшие слои населения, теряют доступ к качественной – платной – медицине, образованию и прочим социальным благам, потому что эти услуги становятся им не по карману.

В странах с прогрессивным подоходным налогом граждане с обеих концов шкалы – самые бедные и самые богатые – имеют равный доступ к таким социальным благам, и это существенно нивелирует различия в уровне чистых денежных доходов. У нас же политика по “снижению бедности” приводит к перетеканию бедности от одних групп населения к другим, а общее число бедных остается почти неизменным, – говорит эксперт.

Единственный способ снизить бедность – это не переливать из пустого в порожнее, а расширять налогооблагаемую базу. А вот с этим-то у российских властей успехов не наблюдается, сказал СНЕГ.TV директор Центра экономического и финансового консультирования Олег Александров.

Оттого, что деньги отнимут у одних и передадут их другим, общий уровень бедности в стране не изменится, потому что это ни на рубль не увеличивает ВВП. Для того, чтобы этот “пирог” становился больше, необходимо в первую очередь увеличивать число генераторов добавленной стоимости – частных бизнесов. Но до сих пор власти занимаются тем, что “потрошат” существующие, и в таком инвестиционном климате ожидать роста количества частных предприятий не приходится, – говорит он.

Такая парадигма не в состоянии решить проблему бедности, потому что она не приводит ни к чему, кроме как к “конвекции” уровня жизни внутри замкнутого пространства, каковым все больше становится изолированная санкциями от внешних рынков российская экономическая система.

Все телодвижения правительства по снижению бедности приводят к тому, что те слои населения, которые пребывают в нищете, будут подтянуты до уровня прожиточного минимума. Но это будет сделано за счет тех групп населения, которые со своего более высокого уровня до этого минимума спустятся, – говорит эксперт.

Итогом такой “борьбы с бедностью” станет да, более гомогенное распределение национального богатства среди населения, но это будет то самое пресловутое равенство в бедности, за которое бичевали советскую плановую экономическую модель.

При такой модели чей-то пол для кого-то является потолком, и есть ощущение, что к концу поставленного президентом Путиным шестилетнего “дедлайна” отличий между этими крайностями в России в самом деле не будет заметно.