ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

МЭР призналось в неспособности сдержать инфляцию

Коллаж/sneg.tv

Минэкономразвития РФ признало очевидное: сдержать рост цен в «прокрустовом ложе» ЦБ (то есть на уровне 4%) не получится и в этом году. Ведомство пересмотрело свой прогноз и теперь ожидает, что инфляция в 2022-м составит 5,9%. Впрочем, даже эта цифра пока кажется недостижимой мечтой. В январе цены взлетели на 8,9% – это рекордный показатель с начала 2016 года.

Реальная инфляция, по данным «Ромир», в два раза выше: в январе она достигла 18%. Такие результаты показывает собственная панель исследовательской компании, участники которой (1,5 миллиона российских семей) сканируют свои чеки из магазинов.

По оценкам компании «Эвотор», в несетевой рознице в январе цены на продукты выросли на 1% к декабрю и на 10% в годовом выражении.

За месяц больше всего подорожали сладости. Зефир, пастила и шоколадные конфеты прибавили сразу 4%, пряники и вафли – 3%, выпечка, шоколад и печенье –  2%. Также на 3% подорожали  макароны, гречка и рис. И на 2% выросли цены на пшеничную муку, сосиски, сливки, сливочное масло, творожки, сыр, томатную пасту, некоторые виды консервированных продуктов и полуфабрикатов.

По сравнению с январем прошлого года больше всего подорожали гречка ― на 24%, сосиски ― на 22%, пельмени ― на 21%, пряники и вафли ― на 18%, пюре и лапша быстрого приготовления ― на 17%.

Цены на непродовольственные товары повседневного спроса в январе выросли на 5% к декабрю 2021 года и на 4% к январю прошлого года. Цены на сигареты и алкоголь за месяц не изменились. По сравнению с январем 2021 года сигареты подорожали на 14%, алкоголь ― на 4%.

В минувшем году МЭР пять раз предсказывало, что инфляция вот-вот достигнет пика, и каждый раз ошибалось. В январе 2022-го о прохождении максимума темпов роста цен заявил российский Минфин. И тоже не угадал. Официальный представитель Кремля и вовсе воздерживается от опрометчивых заявлений. «Инфляционное давление продолжает быть, и пока трудно сказать, когда это давление будет исчерпано», – сказал журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Цены в России растут, в первую очередь, из-за общемировых тенденций, пояснил он. И добавил, что правительство принимает «энергичные меры», чтобы сгладить инфляционный удар хотя бы для самых «слабых». Так, пенсии и социальные пособия были повышены на величину фактической инфляции, а не прогнозной – 8,6%.

Власти также продолжают давить на ритейлеров, вынуждая тех держать цены на базовые продукты, составляющие основу рациона бедных россиян. В январе ФАС потребовала от розничных сетей ограничить предельную наценку на хлеб, молоко, сахар и овощи величиной в 5%. Ожидается, что негласная «заморозка» цен будет действовать до 1 июля 2022 года, когда на прилавки начнет поступать свежий урожай.

Но за такую «щедрость», скорее всего, заплатят сами же россияне. Продавцы компенсируют «недостачу» более резким повышением цен на другие категории. Не этим ли отчасти объясняется подорожание сладостей?

Представитель Кремля, безусловно, прав в том, что нынешняя инфляция в Россию импортирована извне. И свой вклад в нее вносят не только глобальный рост цен на продовольствие, проблемы с логистикой и другие факторы, разгоняющие инфляцию во всем мире, но и санкционная антироссийская риторика, которая обесценивает рубль. Так что внутренняя борьба с ростом цен может принести лишь частичное облегчение. Остается рассчитывать на внешнюю помощь.

С инфляцией начинает бороться весь мир: с марта Федеральная резервная система США собирается поднимать ключевую ставку, а Банк Англии уже дважды сделал это, напомнил в интервью радио Sputnik президент инвестиционной группы “Московские партнеры” Евгений Коган. «Очевидно, что к этому процессу присоединится Банк Канады и другие мировые центральные банки. Я думаю, что в этом году мы увидим замедление темпов роста инфляции», – предположил он.