ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

В ЕС предлагают блокировать часть ЗВР России

Коллаж/sneg.tv

В поиске вариантов новых ограничений для России, которые не ударят рикошетом по экономике самого ЕС, европейские политики обратили внимание на российские золотовалютные резервы. Ряд стран содружества предложили включить в пакет санкций блокировку некоторого их количества, а именно той части, что размещены в Международном валютном фонде, сообщил Financial Times.

Речь идет о так называемых специальных правах заимствования (SDR) – условной валюте МВФ. По сути, это корзина резервных валют, куда входят доллар (42%), евро (31%), японская иена (8%), британский фунт (8%) и китайский юань (11%).

До августа 2021 года Банк России держал в МВФ лишь 12,2 миллиарда долларов. Однако эта сумма резко выросла после того, как фонд выделил России 17,5 миллиардов долларов в виде SDR в рамках пакета помощи на преодоление последствий пандемии. И по состоянию на 1 января 2022 года ЦБ РФ держал в SDR 24,2 миллиарда долларов. С учетом 5,3 миллиарда долларов, которые приходились на резервную позицию ЦБ в фонде, общий объем золотовалютных резервов России, привязанных к МВФ, достигал почти 30 миллиардов долларов.

История вопроса

МВФ распределяет средства в рамках своей антикризисной программы помощи странам – участницам фонда. Средства раздаются по квотам пропорционально долям государств в его капитале. Они предназначены для восстановления экономик, пострадавших от пандемии, за счёт наращивания их международных резервов, пояснил СНЕГ.TV главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

И в данном случае помощь МВФ – не прямые деньги. Это и есть специальные права заимствования (SDR). Искусственно созданное Фондом средство для расчётов и платежей с ним или между странами, входящими в МВФ, – рассказывает эксперт.

SDR можно использовать несколькими способами. Например, направить на обслуживание долга или заимствования в МВФ, получить под их обеспечение валютное кредитование «живыми деньгами» от фонда, но при этом выполняя определённые его условия. Можно и обменять на твёрдую валюту у одного из участников МВФ.

Российский Минфин выделенные фондом средства в прошлом году направил в золотовалютные резервы, потому что у России нет долгов перед МВФ, и страна не нуждается в заимствованиях. Наоборот, Россия вот уже с 2005 года, не имея долгов перед фондом, перечисляет собственные средства на различные международные инициативы, напоминает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Нас пугают – нам не страшно

Размещенные на депозитах в МВФ средства составляют примерно 3,8% от общего объема золотовалютных резервов России (их размер на 1 февраля 2022 года достиг 634,1 миллиарда долларов). Сумма достаточно значительная, хотя далеко не определяющая и не критичная для страны, отмечает Марк Гойхман.

Её гипотетическая санкционная блокировка не окажет немедленного острого негативного воздействия на экономику. Но она относительно снизила бы потенциальные возможности привлечения внешнего финансирования, обеспечение нацвалюты, – говорит он.

Назвать эти меры чем-то серьезным для России сложно, считает Артем Деев. Если такой запрет будет введен, Минфин вполне может перевести имеющиеся SDR в твердую валюту и эти деньги оставить в золотовалютных резервах, разместив их на счетах в своих банках или в странах, не участвующих в санкциях. И даже в случае блокировки доступа России к таким бумагам, это кардинально не повлияет на благосостояние страны. В отличие от многих других стран, Россия давно «слезла с иглы» постоянных дотаций от МВФ.

Другой вопрос, что такие санкции ударят по имиджу РФ – могут начать снижение российский фондовый рынок и курс рубля, поскольку инвесторы ускорят выход из рублевых активов, – добавляет он.

Предлагаемая мера – беспрецедентна, такого не было никогда в мировой практике, подчеркивает Марк Гойхман. Процедуры, правового обоснования для этого просто не существует, и его надо в таком случае дополнительно вырабатывать странам-участникам МВФ, включая и саму Россию. Поэтому реальность таких санкций, по мнению эксперта, очень маловероятна.

Теги