ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Войны пока не будет: в чем состоял смысл «холодной схватки» России и Запада?

Коллаж/sneg.tv

Похоже, с передачей Кремлю письменных ответов США по итогам переговоров в Женеве завершилась первая фаза кризиса в отношениях России и Запада. Владимир Путин, который должен сделать следующий ход, пока держит театральную паузу. Не собрал в тот же день Совбез, но и команду войскам возвращаться в казармы не дал. Кажется, самое время подвести промежуточные итоги, тем более что от них так или иначе будет зависеть дальнейшее развитие событий.

1997-й больше не императив?

Разумеется, главное требование России — о нерасширении НАТО на восток — США и альянс выполнить отказались. Но, по большому счету, ничего другого от них и не ожидали. Заведомая невыполнимость выдвинутого Кремлем условия заставила наблюдателей всех мастей ломать голову на предмет того, что же на самом деле стоит за российским ультиматумом. Если целью завышенных требований было заставить Запад договариваться по менее существенным вопросам, таким как неразмещение в Европе РСМД, ограничение учений в непосредственной близости от границ и тому подобное, то эту цель можно считать достигнутой.

Хоть и ценой существенных репутационных потерь. Действительно, США и Россия  возвращаются в переговорный процесс по ограничению и неразмещению ядерного оружия и обычных вооружений, с нами начинают обсуждать вопросы безопасности в Европе. Судя по истерике, которую устроил на днях президент Украины Владимир Зеленский, каких-то подвижек в нашу пользу вполне следует ждать.

Но замах-то был гораздо серьезнее, и теперь Кремлю придется каким-то образом объяснять готовность поступиться «абсолютным императивом» в виде нераспространения НАТО на восток и возвращения альянса к состоянию на 1997 год.    

Ружье на стене

Если целью всей операции было повышение уровня напряженности до того момента, когда какие-то «плюшки» (например, признание в каком-то виде статуса ДНР и ЛНР) можно было бы получить уже просто в благодарность за отказ от агрессии, то, кажется, нас переиграли. Массированная информационная атака на тему «русские идут», демонстративная эвакуация посольств и поставки джавелинов — все это уже заставило российский МИД оправдываться и всячески отрицать подготовку к войне.

Да что там МИД — даже Дмитрия Медведева пришлось извлечь из информационного небытия, чтобы он сказал, что «войны никто не ищет, и нужно сделать все, чтобы никакой войны не было».

Ну и, наконец, для самых непонятливых расчехлили нынешнего начальника Медведева секретаря Совбеза Николая Патрушева.

Исходя из такой логики, следующие шаги со стороны России должны будут представлять собой новую демонстрацию силы, которая рано или поздно позволит добиться от Запада уступок. По многим приметам, пока именно в том направлении все и идет. «Ждём следующей фазы эскалации. Содержание — демонстрация силы, но не её применение», — прогнозирует главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Война, объясняет он, рассматривается всеми участниками конфликта как самый последний и самый плохой вариант, фактически проигрышный для всех. В свою очередь, нервное напряжение и высокий накал страстей вполне способны стать  убедительной зменой войны. Дай-то бог, чтобы он не ошибался, потому что мы знаем: если ружье висит на стене, оно должно рано или поздно выстрелить, это закон жанра, и его никто не отменял.

Наш бронепоезд

Но ситуация такова, что за каждым заявлением об исключительном миролюбии российской державы все заинтересованные участники видят «бронепоезд на запасном пути». Да, пока этот бронепоезд перемещается «в пределах своих территорий», но при этом он совершенно непредсказуем. Вот, например, внесенное Коммунистической партией РФ в Госдуму обращение к президенту России о признании ДНР и ЛНР. Поначалу его восприняли не очень-то и всерьез, но внезапно инициатива коммунистов получила поддержку  «тяжелой артиллерии» в лице спикера Госдумы Вячеслава Володина. Поди теперь пойми, это мы так стимулируем переговорный процесс или уже готовимся к включению непризнанных республик, например, в Союзное государство (вместе с Абхазией и Южной Осетией, раз уж пошла такая пьянка). Ну и ладно бы еще КПРФ — безответственные популисты, что с них взять. Однако тут уже и Турчак предлагает поддержать ДНР и ЛНР поставками отдельных видов вооружений.

Спрашивается, а это что было? Очевидно, тоже что-то по линии госпропаганды: замглавы Администрации Президента России Дмитрий Козак, который курирует отношения с Украиной, мог только сказать, что «с нами он не советовался». В любом случае в ближайшее время мы поймем, куда движется наш бронепоезд.

Но обратите внимание: если в российских СМИ начнут писать о большой дипломатической победе Владимира Путина, значит, кризис действительно позади.

Теги

Добавить комментарий

Комментировать