ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Почему в России растет рынок поддельных товаров?

Оборот контрафактной продукции в России по итогам 2021 года вырастет на 10%, максимум до 6,5 триллионов рублей. Из них порядка 40% придется на долю еды и 60% – на непродовольственные товары, подсчитали в компании BrandMonitor.

Исследователи опросили более 10 тысяч покупателей, провели контрольные закупки в 15 тысячах торговых точек в 100 городах России и в интернет-магазинах, проанализировали административные дела, связанные с нарушением товарных знаков и интеллектуальных прав.

Аналитики выделяют три основных категории контрафактной продукции, сообщает «Коммерсант». По их оценкам, продажи контрафактной одежды и обуви люксовых брендов в 2021 году достигнут 273 миллиардов рублей. Еще 72 миллиарда рублей придется на продажу контрафактных кроссовок, и 30 миллиардов – на реализацию поддельных детских товаров. Остальной контрафакт – парфюмерия, косметика, мебель, автозапчасти, аксессуары для мобильных телефонов.

Председатель организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов говорит, что основным каналом сбыта контрафактной продукции в России остается неорганизованная розница и интернет. По данным BrandMonitor, более 80% продаж контрафакта в онлайн-канале приходится на объявления в соцсетях.

Дешево и сердито

С оценками BrandMonitor соглашаются эксперты, опрошенные СНЕГ.TV. Рынок контрафакта растёт в кризис по множеству причин, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. У покупателей есть запрос на дешёвые товары, а производители такой продукции могут обеспечить низкую стоимость. Правда, при этом не гарантируют ее качество.

Создатели фальсифицированной продукции не платят налоги и не обязаны соблюдать основные требования, предъявляемые к товарам, в частности, нормы производства продуктов питания, – поясняет эксперт.

Но такие производства постоянно выявляются контролирующими органами, и фальшивки не всегда успевают поступать на прилавки магазинов, добавляет он. Однако даже сравнительно небольшой рост контрафакта отрицательно сказывается на экономике, ведь такие производители занимают часть рынка официальных компаний, которые к тому же платят налоги, подчеркивает эксперт.

Любое производство, работающее официально, платит налоги в государственную казну, даёт рабочие места гражданам, производит качественную продукцию, отвечающую требованиям и нормативам государства, соглашается управляющий партнёр коммунникационного агентства B&C Иван Самойленко.

И когда на рынок поступают подделки, это портит имидж компании, покупатели остаются недовольны качеством и отдают предпочтение другим брендам, производители терпят убытки, перечисляют меньше налогов в государственную казну, что отрицательно сказывается на российской экономике, – указывает он.

По словам эксперта, в 2021 году рост контрафакта можно оценить в 10-25% в зависимости от сегмента, так как фальсифицируют обычно самые востребованные товары.

Сохранить маржу и видимость благополучия

Характеристики любого массового теневого рынка имеют приблизительные значения. Методики, позволяющие достоверно определить теневой оборот, есть, но проверить их достоверность альтернативными методами пока сложно, отмечает член экспертного совета общероссийского движения “Сильная Россия”, руководитель гражданского комитета «ЗА честные продукты!» Александр Бражко.

Рост стоимости продаж контрафакта на 10% в год примерно соответствует уровню потребительской инфляции. То есть исследователи фактически не зафиксировали его снижение, – сказал он СНЕГ.TV.

Продолжающийся рост налогов, расходов по арендной плате, снижение в 2020-2021 годах оборота не сетевой розницы вынуждают часть предпринимателей искать в более дешевом контрафакте «спасательный» круг для своего бизнеса. С другой стороны, снижение доходов граждан привело к сокращению доли среднего класса. Однако не каждая семья готова смириться с потерей достигнутого социального статуса. Покупая аналоги люксовых брендов, люди создают «иллюзию» стабильности уровня потребления, предполагает эксперт.

Сокращение количества личных встреч значительно снижает риск случайного выявления подделок. К сожалению, по ряду товарных категорий пандемия объединила интересы имитаторов, продавцов контрафакта и граждан-потребителей, потерявших стабильный источник дохода, – констатирует он.

Если доля контрафакта небольшая (5-10%), производители с ним практически не борются, уверяет эксперт. Ситуацию мониторят, но делают вид, что нарушения не фиксируют, не выявляют «злодеев» и не обращаются с исками в суд. Рынок легальной и нелегальной продукции живут отдельно и не пересекаются. Контрафакт продается именно как контрафакт, с разумной наценкой для потребителя.

Когда качество контрафактной продукции сравнивается с честной, отличия не видно при покупке, возникает соблазн продажи под видом оригинала. Ситуация наблюдается, когда доля контрафакта вырастает до 20%. Часть игроков белого сектора переходят в серый, пытаясь сорвать куш. Для инвесторов проблема нарушения их прав является актуальной, если контрафакт отщипывает часть реального, а не потенциально рынка, – рассуждает собеседник СНЕГ.TV.

По его словам, развитию экономики мешает не наличие или отсутствие фальсифицированной или контрафактной продукции, а способность государства оперативно принять эффективные защитные меры. Инструменты борьбы с этой болезнью в России есть, но пока не носят системный характер. Однако значимый рост доли контрафакта в той или иной категории (до 50%) привлекает внимание правоохранительных органов и приводит к «посадкам».

В зависимости от товара и территории его распространения в ближайшие 2-3 года темп роста оборота контрафактной продукции будет наблюдаться в тех же пределах: 5-10% в год, пронгозирует эксперт.