Без рубрики ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Нефть «превратится в золото» уже к июню 2022-го

коллаж/sneg.TV

Энергетический кризис, накрывший мир, может взметнуть стоимость нефти до 120 долларов за баррель уже к концу июня 2022 года, прогнозирует Bank of America. Уже сейчас котировки черного золота растут, как на дрожжах, из-за превышения спроса над предложением и снижения инвестиций в развитие альтернативных источников энергии. И эта тенденция к росту будет проявляться все более отчетливо в обозримом будущем, полагают эксперты банка.

Чуть ранее Goldman Sachs отметил, что рынок нефти пребывает в «рекордном и длительном дефиците», что может привести к росту спроса на нее до максимального за всю историю уровня уже в начале 2022 года. По его оценкам, к концу уходящего года черное золото может подорожать до 90 долларов за баррель.

Потребители нефти во главе с США пытаются остановить этот процесс. Америка собрала сильнейшую за несколько лет коалицию, чтобы надавить на ОПЕК+ и вынудить его дополнительно увеличить добычу нефти (сейчас она прирастает каждый месяц на 400 тысяч баррелей в сутки), сообщает Bloomberg.

Сами Штаты уже несколько недель призывают ОПЕК+ нарастить поставки, говорят источники агентства. В конце октября к этим призывам присоединилась Япония – впервые с 2008 года. Индия, третий по величине потребитель, также запросила больше поставок. Китай молчит на публике, но столь же громко говорит в частном порядке за закрытыми дверями дипломатических встреч. По данным Bloomberg, обсуждается пакет ответных мер на тот случай, если ОПЕК+ не предпримет никаких действий на ближайшем заседании 4 ноября.

Нефть по 120 долларов – это возможно?

Прогноз Bank of America представляется форс-мажорным и избыточным, считает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман. В его основе лежит линейная модель, подразумевающая, что скорость роста нефтяных цен, который начался в апреле 2020 года, сохранится еще как минимум восемь месяцев.

Основным драйвером такого роста в банке называют энергетический кризис, который следуя логике аналитиков Bank of America должен продлиться до лета 2022 года. Однако, даже если посмотреть на оптимистичные прогнозы ОПЕК, мы увидим, что уже к концу первого квартала 2022 года там ожидают профицита на нефтяном рынке, то есть избытка предложения, – сказал СНЕГ.TV эксперт.

Так что, если исходить из линейной модели Bank of America и расчетов ОПЕК, максимальными отметками для 2022 года, скорее, должны стать уровни 88-95 долларов за баррель Brent, уточняет он. Но даже это слишком высоко для мировой экономики. 

Нефть главное сырье на планете, и чем оно дороже, тем выше инфляция в мире, тем ниже спрос, и тем меньше реальные темпы роста ВВП, поясняет аналитик. С начала 2021 года нефть подорожала на 66%, и рост американской экономики в апреле-июне замедлился до 2%, по отношению ко второму кварталу (в январе-марте он составил 6,7%). Темпы роста ВВП Китая в третьем квартале упали с 7,9% до 4,9%, в годовом выражении. Если нефть подорожает до 120 долларов за бочку Brent или еще на 41%, и США, и Китай, а значит и вся мировая экономика в первой половине 2022 года окажется в состоянии рецессии, предупреждает аналитик.

Кому в такой ситуации будет нужно столько безумно дорогой нефти? – иронично интересуется он.      

Увеличение стоимости нефти до 120 долларов за баррель в середине 2022 года – это позитивный сценарий для сырьевых компаний (в частности, для российских производителей и отечественного бюджета, куда поступают налоговые отчисления от продажи топлива), отмечает аналитик УК “Альфа-Капитал” Денис Бадьянов. Но для его реализации необходим целый ряд факторов: от продолжения энергетического кризиса в Европе и США, до улучшения ситуации с пандемией.

Чтобы на рынке был такой огромный спрос на топливо, нужно, чтобы страны быстро привили как можно большее число граждан и мировая экономика начала восстанавливаться очень быстрыми темпами (запуск заводов, увеличение авиаперелетов), – говорит эксперт.

По его мнению, драйверы для роста у цен на нефть имеются (во многом – за счет тех или иных актуальных для ситуации решений ОПЕК+), и в моменте они могут подняться выше 100 долларов за баррель. Но не факт, что сумеют надолго закрепиться на такой отметке.

Удастся ли «продавить» ОПЕК?

США и другие страны-потребители могут попытаться повлиять на ОПЕК, чтобы тот увеличил добычу, например, с помощью санкций, допускает Денис Бадьянов. Но прошлые попытки повлиять на картель не имели сильного эффекта, добавляет он.

В то же время, самому ОПЕК+ не нужен конфликт с коалицией крупных экономик во главе с США, полагает Александр Розман. Это несет политические риски, потому что в случае публичного конфликта (а именно об этом, по мнению эксперта, теперь и идет речь после критики ОПЕК+ американским президентом Джо Байденом на саммите G20 в прошлые выходные) его сторонам придется обмениваться жесткими действиями, чтобы не потерять лицо.

Кроме политических рисков, конфликт коалиции США и ОПЕК+ несет риски экономического характера, потому что, ведет как к дестабилизации конъюнктуры нефтяного рынка, так и к неустойчивости фондового рынка, что непременно замедлит рост экономики, – рассуждает аналитик.

Разумно ожидать, что стороны все же будут стремиться к компромиссу, полагает он. В ОПЕК+ прекрасно понимают, что текущие цены на нефть неоправданно высоки и негативно влияют на экономический рост. Поэтому в обмен на некоторые уступки от коалиции США, например, выгодные контракты или что-то еще, они могут пойти на увеличение добычи нефти в декабре 2021 года сверх планового уровня в 400 тысяч баррелей в сутки.    

Какие перспективы все это сулит России?

Если конфликт ОПЕК+ и коалиции США все же будет, американская сторона наверняка найдет повод для введения новых санкций против России, прогнозирует Александр Розман. В Конгрессе США, всего месяц назад обсуждался вопрос введения ограничений на весь российский госдолг, напоминает он. Вот это может стать наказанием за непокорность, с очень негативными последствиями для курса рубля, российского долгового рынка, рынка акций и экономики. 

Если же развитие событий пойдет по компромиссному сценарию, то для России, большого ущерба это не нанесет, уверен эксперт. Цены на нефть в этом случае снизятся не сильно, к 80 долларам за баррель, возможно, чуть ниже. Но для России, которая итак живет с бюджетным правилом в 43,3 доллара за баррель, такое небольшое падение останется практически не заметным.

Теги