ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВО

Самый странный локдаун: предстоящие «ковид-каникулы» вызывают все больше вопросов

коллаж/Sneg.TV

Коронавирус заходит уже на четвертый круг, а мы как будто бежим на месте. Снова выборочный локдаун со степенью жесткости «на усмотрение» местных властей, снова условно нерабочие дни, за которые кто-то должен платить как за рабочие (и этот кто-то явно не государство), снова эксклюзивный «Спутник-V», который то ли защищает от заразы, то ли нет, и все равно с ним дальше Турции не уедешь. Но главный вопрос, который волнует всех: не перейдет ли очередной локдаун в статус бессрочного? И вообще, это когда-нибудь закончится?

Ну очень длинные выходные

Напомним: впервые длинные выходные президент России Владимир Путин объявил 25 марта 2020 года, тогда общее количество заболевших коронавирусом в России составило всего 658 человек за день. Выходные вылились в  жесточайший локдаун с цифровыми пропусками в Москве и запретом на свободное передвижение в большинстве регионов. Локдаун несколько раз продлевали, в итоге условно нерабочие дни закончились только 12 мая: дело уже шло к голосованию за обнуление Конституции и народ надо было как-то выпускать на улицу. Во время первой волны количество новых заражений коронавирусом не поднималось выше 12 тысяч в сутки.

Вторая волна началась в сентябре, и на пике — к концу декабря — количество заражений достигало уже почти 30 тысяч в сутки. Тем не менее, видимо, какую-то социологию по итогам локдауна власти получили и даже осмыслили: на этот раз жестких ограничений старались избегать, все свелось к сохранению введенного в марте запрета митингов и к масочному режиму. Основная же ставка была сделана на вакцинацию. Которая (это стало понятно еще до прихода третьей волны) практически провалилась. Поэтому весной вместо самоизоляции была объявлена условно добровольная вакцинация, а столичные власти сообщили о введении специальных кьюаркодов, которые должны были стать условием допуска вакцинированных и официально переболевших граждан к разным благам цивилизации вроде музее и ресторанов. Однако кьюаркоды не успели толком войти в быт москвичей, как были столь же внезапно отменены. Формально — в связи с успехами в деле вакцинации, а по слухам — чтобы лишний раз не злить людей перед выборами.

Выборы прошли, можно болеть

Судя по тому, как столичным властям пришлось мудрить с электронным голосованием, людей все-таки сильно разозлили: в офлайне в половине округов вчистую победила оппозиция. Но тут интересно другое: график заболеваемости с июня опасно полз вверх, в июле же он всего на 4000—7000 случаев в сутки отставал от пиковых декабрьских значений. Однако это никого не волновало. Инфекция — и это хорошо видно на графике — загадочным образом притормозила в августе… чтобы рвануть вверх сразу после 17 сентября: после того как «Единая Россия» получила запланированное конституционное большинство в Госдуме, болеть снова стало можно и даже нужно.

Примечательно, что на этот раз, по всем приметам, инициатором ограничений стала не Москва, долгое время сохранявшая неоспоримое лидерство по части коронавирусных запретов. В СМИ проект указа Собянина о краткосрочном локдауне на ноябрьские праздники загадочным образом утек в аккурат перед заседанием Госсовета, на котором чиновники слезно просили, а президент, разумеется, согласился даровать подданным еще одни длинные выходные. И утек он не через каналы, с которыми традиционно работает мэрия, — выглядит все уже как федеральная история. По данным «Медузы» (СМИ признано выполняющим функции иностранного агента), в Москве от этого плана еще на прошлой неделе отказались. Еще бы: выборы в Госдуму только прошли, а вот Собянину через два года переизбираться. И если продолжать так прессовать население, то не факт, что и электронное голосование поможет.

Вирус уйдет, кьюаркод останется

И все-таки в истории с новым локдауном слишком многое не сходится. Например, почему он вводится с таким временным лагом? Если рекордное количество заболевших за всю историю пандемии прогнозируется уже к концу этой недели, то почему по домам все должны сесть только с 28 числа? Чтобы все успели сходить в театр и погулять в ресторане впрок? И почему антиковидные меры не предусматривают поблажек для вакцинированных граждан, по крайней мере, на первоначальном этапе? По идее, система привилегий для привитых, подразумевающая доступ к определенным благам цивилизации, могла бы стать лучшей пропагандой вакцинации из всех возможных. Но вместо этого власти решили окончательно демотивировать граждан (а зачем вакцинироваться, если все равно закрывают). К тому же такая политика основательно подрывает и без того не очень крепкую веру в эффективность вакцинации: получается, что и для привитых риски заражения оцениваются как высокие.

Впрочем, совсем не исключено, что нынешний локдаун знаменует собой старт принципиально новой кампании по тотальной вакцинации населения (неслучайно заговорили о необходимости прививать детей). В этом случае систему преференций начнут вводить постепенно, но и торопиться отменять кьюаркоды тоже не будут. Вирус рано или поздно уйдет, а кьюаркоды останутся — например как показатель лояльности каждого конкретного гражданина и готовности подчиняться распоряжениям начальства.

Теги

Добавить комментарий

Комментировать