ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Добьет ли Афганский провал Байдена американский доллар?

коллаж/sneg.TV

Смена власти в Афганистане может негативно отразиться на судьбе доллара США. Его резервный статус и так уже под вопросом, а поспешный вывод американских войск только усугубил ситуацию, считает бывший председатель Goldman Sachs Asset Management и экс-министр финансов Великобритании Джим О’Нилл.

Драйвер экономического роста смещается в сторону Азии, где доминирует Китай, напомнил он. С середины прошлого века китайцы повысили долю в мировом ВВП в четыре раза, почти до 20%, и вплотную приблизились к США, у которых 24%. МВФ уже пересматривает корзину SDR — специальных прав заимствования, которые можно обменять на любую валюту. Если юань усилится, мировая финансовая система изменится, прогнозирует Джим О’Нилл.

Легкое волнение, но еще не шторм

По данным Европейского центрального банка, доля американской валюты в международных резервах в прошлом году впервые с 1995-го опустилась ниже 60%, напоминает РИА Новости. Афганский провал – еще один штрих к общей картине, но сам по себе значимой угрозы для американской экономики он не представляет, считают эксперты.

Военная напряженность, политическая нестабильность в отдельном регионе может сказаться на рынках опосредованно на какой-то период. Но текущие события в Афганистане вряд ли окажут заметное влияние на фондовый рынок США. Для рассуждений о возможной дестабилизации на Ближнем Востоке также пока нет веских оснований, – сказал СНЕГ.TV аналитик УК Альфа-Капитал Денис Бадьянов.

Гораздо большее значение для мировых площадок имеет ситуация с распространением штамма «дельта» в Азии, Европе и Штатах, статистика из США и Китая, которая свидетельствует о замедлении темпов роста экономики, а также перспективы сворачивания ФРС программы выкупа активов на 120 миллиардов долларов, добавляет он.

По мнению эксперта, в краткосрочной перспективе события в Афганистане лишь немного повысят волатильность рынков. Так, индекс VIX (индекс страха) с уровней прошлой недели поднялся почти на 20%, но это не говорит о резкой, драматичной реакции рынков на происходящее в Афганистане. И VIX по-прежнему находится вблизи минимума за последний год.

Более долгосрочные последствия пока сложно прогнозировать. Вероятность наступления значимых для наиболее ликвидных рынков событий мы оцениваем невысоко, – говорит аналитик.

Что же касается позиции доллара в качестве мировой валюты, на нее гораздо сильнее влияет инфляция внутри самих США и политика ФРС, отмечает он. Если инфляция растет, доллар, соответственно, дешевеет относительно евро и других мировых валют. Но это не означает, что доллар вскоре перестанет существовать в качестве резервной валюты – это просто невозможно в ближайшей перспективе, уверен Денис Бадьянов.

В американской валюте осуществляется порядка 80% сделок в мировой торговле, на долларе основана работа мировых банков и т.п. Потеря долларом статуса резервной валюты означает крах глобальной финансовой системы. Кроме того, доллару пока нет достойной альтернативы среди других валют, – поясняет он.

История повторяется?

Поспешный вывод американских войск из Афганистана оценивается не как самостоятельный триггер, который бы мог спровоцировать серьезные потрясения в американской экономике и крах доллара. «Бегство» из Афганистана расценивается как косвенный признак ослабевающего влияния США на мировой арене, отмечает главный аналитик компании Esperio Лев Кравец.

По его словам, в современной истории смена главной резервной валюты в мире происходила лишь однажды – в первой половине ХХ века, когда на смену британскому фунту пришел американский доллар. И в основе этой «рокировки» лежали экономические процессы.

В начале ХХ века экономика США превзошла по размеру экономику тогдашнего мирового гегемона Британской империи. Поэтому встал вопрос о переходе права эмиссии главной резервной валюты к США. И пока что американский доллар удерживает этот «титул». Но стремительный рост китайской экономики на рубеже ХХ-ХХI веков создал аналогичную ситуацию, только теперь на месте США находится Китай, а на месте Британской империи – США.

При сохранении текущей траектории экономического роста Китая и США, китайская экономика превзойдет американскую по размеру в 2028-2030 годах. Это значит, что снова встанет вопрос о переходе права эмиссии главной резервной валюты в мире, но на этот раз от США к Китаю, – констатирует эксперт.


Очевидно, что, утратив эмиссионное право, США быстро потеряет все свое влияние и из мирового гегемона превратится в региональную державу, продолжает он. Отсюда и борьба США и Китая, которую на торгово-экономическом фронте в 2017-2018 году начал Дональд Трамп, а теперь на военно-политическом фронте собирается продолжать Джо Байден. Это хорошо видно по усилению конфронтации в Южно-китайском море и по подготовке Китая к операции по «возвращению» в свою юрисдикцию Тайваня.



Сложно сказать, чем завершится это противостояние, уточняет аналитик. По его мнению, на текущий момент преимущество все еще на стороне США. Но если Китай продолжит усиливаться в том же темпе еще 2-3 года, сила сторон к 2024-2025 году сначала сравняется, а потом и вовсе перейдет к КНР.

Тогда в период с 2030 по 2040 год китайский юань превратится в главную резервную валюту в мире, – заключает эксперт.

Теги