ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Нефтяному благополучию России отмерили десять лет

Коллаж/sneg.TV

Стремление Европы «замести» свои углеродные следы уже в ближайшем будущем больно ударит по российской энергетике. ЕС планирует к 2035 году полностью отказаться от использования автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и максимально снизить выбросы СО2 на самолетах и судах. В результате импорт нефти, бензина и дизельного топлива в страны содружества заметно сократится. Так что у России есть примерно десять лет на перестройку своих экспортных энергетических потоков, и заниматься этим необходимо уже сейчас, заявил журналистам вице-президент по стратегическому развитию «Лукойла» Леонид Федун.

По данным Eurostat, в 2019 году Россия поставляла в Европу почти 27% всей потребляемой там нефти. В 2011 году этот показатель составлял 35%. Теперь пора взглянуть в сторону Азии, поскольку именно она станет основным потребителем «грязного» топлива, считает Федун.

Перспективными рынками сбыта он назвал Индонезию, Пакистан, Индию, Вьетнам и Малайзию, где даже потребление угля пока растет. А вот главный локомотив азиатской экономики — Китай — нефтяников не вывезет. Он также планирует сократить выбросы СО2. И, зная китайцев, которые очень последовательно занимаются этой программой, следует ожидать, что где-то к 2030 году они, скорее всего, тоже ведут карбоновый налог на поставщиков топлива, предположил эксперт.

Европа «зеленеет»

Ничего принципиально нового Федун, конечно, не сказал. То, что потребление нефти в глобальном плане будет сокращаться, известно давно. Переход на возобновляемые источники энергии обусловлен не только вопросами экологии. Не стоит забывать и о том, что сами по себе запасы легкодобываемого сырья тоже не бесконечны. Рано или поздно они исчерпаются, хотя о конкретных сроках эксперты тоже довольно отчаянно спорят.

Поэтому не только ЕС, но и другие наиболее развитые регионы будут просто вынуждены переходить все больше на потребление природного газа (как трубопроводного, так и СПГ), а также использовать водород, атомную энергию, ВИЭ (солнечные и ветровые станции), — сказал СНЕГ.TV руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. 

Европа четко обозначила задачу прийти к нулевому уровню вредных выбросов к 2050 году (такие же цели поставил Китай), напоминает эксперт. И потому постепенно доля нефти в энергобалансе развитых стран будет сокращаться, как это раньше произошло с углем. По итогам прошлого года доля ВИЭ в генерации Европы уже превысила долю нефти и газа и составила 38% (доля ископаемого топлива — 37%).

Но одновременно будет расти потребление нефти в развивающихся и бедных странах Азии и Африки. Поэтому у России действительно стоит вопрос переориентирования экспортных потоков нефти, соглашается аналитик. Производители работают над этим не первый год и постепенно увеличивают продажи сырья в данные регионы.

Через десять лет Европа вряд ли полностью откажется от потребления нефти (сырье необходимо не только для выработки энергии, но и для производства топлива), но ее потребление странами, конечно, сократится. Чтобы не потерять объемы экспорта, потребуется снижение поставок в Европу компенсировать равнозначными объемами в другие страны и регионы, — отмечает эксперт.

Газ вместо нефти?

Европейские страны уже сегодня не являются лидерами по потреблению нефти в мире, уточняет старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман. В частности, Германия (главная экономика в Европе) занимает лишь девятую строчку в мировом рейтинге крупнейших потребителей нефти, Франция (вторая экономика в еврозоне) — 13-е место после Канады и Мексики, Италия (третья экономика в еврозоне) — на 17-м месте после Сингапура. 

В общей сложности три крупнейшие экономики Европы потребляют нефти в 3,5-4 раза меньше, чем США, и в 2,5 раза меньше, чем Китай. Если исходить из того, что большая часть приобретаемой европейскими странами нефти идет на производство бензина, генерацию электроэнергии и тепла, то действительно можно говорить о том, что Европа в течение ближайших десяти лет благодаря наращиванию использования природного газа и повсеместному внедрению электротранспорта может более чем на 50% сократить потребление нефти, — прогнозирует эксперт.

По его мнению, если Европа на самом деле в ближайшее десятилетие полностью откажется от нефти, ни один рынок, даже такой большой, как азиатский, не сможет взять на себя дополнительно несколько сотен миллионов тонн в год. Поэтому отказ европейских стран от нефти, скорее, приведет к постепенному сокращению объемов ее добычи с переориентацией части поставок в Азию. Но для России в этой ситуации есть и хорошая новость: вместо нефти европейские страны будут закупать природный газ, что станет приемлемой компенсацией на следующие 15-25 лет.  

Газ и водород смогут заместить выпадающие российские доходы от нефти, если получится реализовать спрос, если хватит производственных мощностей и сил конкурировать с другими странами-производителями, отмечает Артем Деев. Ведь экспорт этих ресурсов активно развивают и другие государства. Но Россия имеет все возможности, чтобы сбалансировать свою экономику во время падения спроса на нефть, замещая ее экспортом другой продукции энергетического сектора.

Добраться до пика

Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что пик потребления нефти будет пройден в 2030 году и дальше она начнет дешеветь. В этом он тоже не оригинален. Базовый прогноз многих международных аналитических агентств подразумевает пик потребления нефти в районе названной даты. Формально это действительно должно говорить о падении спроса и цен. Однако такая логика исходит из текущих сценарных условий, где уровень предложения нефти благодаря ранее сделанным инвестициям в разведку и бурение скважин достаточно высок, отмечает Александр Розман.

Но к 2030 году объем инвестиций в отрасль может сильно сократиться, собственно, это происходит уже сейчас, а потому вслед за сокращением спроса будет падать и предложение. Кроме того, резко повысится и себестоимость извлечения нефти. Так что говорить однозначно, что после 2030 года цены на нефть будут только снижаться, нельзя, — предупреждает он.

Есть также мнение, что глобальный пик потребления нефти уже пройден в 2019 году и ранее, когда мировое потребление этого вида топлива составляло примерно 100 миллионов баррелей в сутки, добавляет Артем Деев. Сейчас ОПЕК, МЭА и другие организации прогнозируют, что примерно такой же уровень спроса будет к концу 2022 года (около 98-99 миллионов баррелей в день).

Но то стремительное увеличение потребления нефти, которое наблюдалось по всему миру на протяжении ХХ века и в начале этого столетия, уже не вернется. Нефть перестает быть главным источником производства энергии, ей на смену приходит природный газ, водород и ВИЭ, — констатирует аналитик.

Вместе с тем, вопреки достаточно пессимистичному прогнозу о будущем российской энергетической отрасли, на самом деле все не так уж плохо, считает Александр Розман. По крайне мере, до 2040 года около 90-95% энергетического баланса большинства стран в мире по-прежнему будут состоять из угля, нефти, газа, атомной энергетики, дров и отходов, уверен он. Во всех этих сегментах Россия занимает лидерские позиции. И лишь оставшиеся 5-10% будут приходиться на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).  

Это не значит, что России не стоит беспокоиться об усилении «зеленой» повестки. Конечно же, стоит. Но не в контексте быстрой перестройки, а в контексте подстройки к тем изменениям, которые с максимальной вероятностью станут основой будущей энергетической системы. На эксперименты и рывки в России пока просто нет финансовых ресурсов, — заключает эксперт.

Теги