ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Набиуллина и цены: кто спасет россиян от инфляции

коллаж/sneg.TV

Цены в России растут по инерции, но уже осенью инфляция начнет снижаться и во втором полугодии приблизится к 4%, прогнозируют в ЦБ. Однако перед этим она еще может слегка повыситься «из-за эффектов, в том числе и статистических, и от того, что долгое время были очень мягкие денежно-кредитные условия», предупредила глава ведомства Эльвира Набиуллина.

Прогнозировать пик инфляции сейчас сложно, но регулятор должен задействовать свои инструменты, чтобы вернуть ее к целевым показателям. «Иначе она грозит благополучию людей», — подчеркнула Набиуллина.

Одним из основных инструментов является повышение ключевой ставки. В пятницу, 11 июня, она поднялась с 5% до 5,5%. И это далеко не предел, прогнозируют эксперты. Теперь должны вырасти и банковские ставки по кредитам и депозитам. Подорожание заемных средств поможет снизить потребительский спрос и расходы населения, следовательно, и давление на цены, рассчитывают в ЦБ.

Цены по осени считают

Вероятность снижения инфляционного давления осенью достаточно высокая, соглашается с выводами ЦБ старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман. По его словам, в основном сдерживать рост цен будут два фактора. С одной стороны, начнет уходить эффект низкой базы весны — лета 2020 года, когда годовая инфляция держалась в диапазоне 2,4—3,4%. С другой стороны, до экономики начнет доходить охлаждающий эффект от повышения ключевой ставки Банком России. 

Нейтрализация эффекта низкой базы снимет с годовой инфляции около 0,3%, а повышение ключевой ставки — около 1%. Таким образом, к концу осени она может вернуться в район 4,7-5%, прогнозирует эксперт.

Однако такие расчеты справедливы лишь без учета проявления новых проинфляционных драйверов, таких как новые шоки предложения, новые раунды расширения денежной массы, нерациональная потребительская активность, а также масштабное снижение курса рубля, — добавляет он.

Возможны варианты

На рост инфляции в той или иной степени влияет очень много факторов, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. С одной стороны, во второй половине года в магазинах значительно меньше импорта сельхозпродуктов: поступает много продукции российских производителей, растут складские запасы именно отечественных товаров, следовательно, цены меньше зависят от курсов доллара и евро. При этом осенью заканчивается сельхозсезон и пора отпусков и снижается потребление топлива.

Поэтому стоит предполагать, что во второй половине года инфляция по ряду причин станет сокращаться. Объективно, без усилий со стороны правительства, — констатирует эксперт.

Но в то же время мировые цены на продукты питания, электронику, автомобили, топливо, сырье и другие позиции продолжают расти — это влияние пандемии, падения оборотов, проблем в логистике и так далее. И замедления этого процесса пока не ожидается.

А Россия так или иначе вписана в глобальное производство, и влияние мировых цен продолжится. Так что это фактор давления для цен, из-за чего инфляция может дальше идти в рост, — указывает аналитик.

Заглянуть в кошельки

Рост цен, который видят в своих кошельках россияне, в разы превышает те цифры, которые рисует Росстат. Наблюдаемую населением инфляцию в мае 2021 года Фонд «Общественное мнение» оценивал в 14,8% в годовом выражении, официальная инфляция при этом увеличилась до 6% (после 5,5% в апреле).

Росстат оценивает стоимость потребительской корзины, а потребители реально видят, как подорожали самые привычные товары, поясняет Артем Деев. Например, картофель вырос в цене к прошлому году на 60%, морковь — на 80%, топливо — на 10% и больше и так далее.

Картина оценки инфляции государством и населением всегда будет отличаться, потому что официальные ведомства выводят среднюю оценку, а люди видят реальные ценники, — подытоживает эксперт.

Инфляция и доходы

Рост инфляции и ожидания по ее росту всегда оказывают влияние на экономику, говорит Артем Деев. Чем больше растут цены и чем более негативным видят будущее граждане, тем больше сокращается спрос.

Ведь люди еще очень субъективно оценивают свой уровень доходов. Нет роста доходов, но растут цены — ожидания будут негативными, и люди сокращают затраты, переходят к экономии, покупают самые дешевые товары, — поясняет он.

По словам эксперта, только серьезный, ощутимый рост доходов может изменить ситуацию, даже если официальная инфляция будет в рамках таргета — 4%. При этом ЦБ допускает, что инфляция в стране по итогам года может превысить 5%. Темпы роста цен в России превышают европейские в три раза.

Важны детали

Нормальный уровень инфляции (в России до 3-4% в годовом выражении) не вреден для экономики, потому что скорость роста доходов при экономическом расширении оказывается выше скорости роста цен, отмечает Александр Розман. Негативные явления начинаются в тот момент, когда инфляция превышает нормальный уровень.

Потому что через некоторый промежуток времени, четыре-шесть месяцев в зависимости от типа инфляции, предприятия начнут замечать снижение прибыли и будут вынуждены перейти к сокращению штата и производства. Вместе с тем начнет уменьшаться и потребление. Этот процесс будет происходить до тех пор, пока уровень цен не вернется обратно к нормальному уровню, — рассказывает эксперт.

А вот снижение инфляции, как правило, оказывает позитивное влияние на уровень реальных доходов граждан. МЭР России прогнозирует рост реальных доходов россиян в 2021 году на 3% при инфляции в 4-4,5%. Но, судя по тому, что инфляция, очевидно, будет выше, реальные доходы вырастут меньше прогнозов — в районе 2%, предсказывает аналитик.  

Здесь важно учитывать и обратную сторону антиинфляционной политики, а именно охлаждение экономики и сокращение занятости. В период борьбы с инфляцией, когда Банк России ужесточает финансовые условия, как сейчас, правительство должно активизировать программы стимулов и поддержки, для того чтобы нивелировать негативное влияние на рынок труда, — призывает он.

По словам эксперта, это можно сделать, временно повысив пособия по безработице, выделив финансовые стимулы для предприятий не увольнять сотрудников или организовав курсы по переобучению и повышению квалификации.