ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Смогла ли Россия избавиться от зависимости от импорта?

коллаж/sneg.tv

Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов отметил успехи импортозамещения. Россия уже самостоятельно производит большую часть комплектующих, оборудования и материалов, которые ранее закупались за рубежом, заявил он в кулуарах съезда Союза машиностроителей России. И в качестве примера привёл композитные материалы для создания крыла перспективного отечественного самолёта МС-21.

Американцы объявили санкции по поставкам композитных материалов для МС-21. Мы провели большую работу с МГУ, «Росатомом». Сейчас уже материал создан. В этом году начнём лётные испытания нашего самолёта, цитирует его слова ТАСС.

Достаточно далеко на данном пути продвинулась и фармацевтика, отметил Чемезов. В частности, примерно 70-80% вакцин ранее закупались за рубежом, а сегодня более 90% производится в России.

Итоги долгого пути

По главным выбранным приоритетным направлениям Россия смогла добиться значительного снижения импорта и нарастить производство собственной продукции, соглашается с главой «Ростеха» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Программа импортозамещения была разработана в России в 2012 году, напомнил он СНЕГ.TV. К этому времени в большинстве стратегических отраслей и направлений наблюдалась критическая зависимость от импортных комплектующих, материалов и компонентов.

Например, в радиоэлектронной промышленности доля импортной продукции составляла 82%, в машиностроении (сельскохозяйственном, тяжёлом, нефтегазовом) — 60%, в производстве станков — 88%, — перечисляет эксперт.

Программа импортозамещения была рассчитана до 2020 года, и её главной целью было снизить зависимость от импорта по основным направлениям экономики до 50% и менее. В течение последних лет усилия государства были в основном сконцентрированы на импортозамещении в секторе АПК, машиностроении и станкостроении, поскольку в этих секторах зависимость от импорта была самой высокой, рассказывает аналитик.

В производстве сельскохозяйственной продукции есть однозначные успехи, уверен он: производство собственной продукции выросло в разы, доля импорта сокращена на 25—30%.

В машиностроении удалось перейти на производство собственных комплектующих и материалов (это и отмечает глава «Ростеха» в отношении компонентов для авиации).

В станкостроении также имеются серьёзные успехи, в IT-секторе проводится программа по переходу на российское программное обеспечение.

Ложка дёгтя

В плане производства когда-то незаменимых комплектующих и в целом продукции среднего и тяжёлого машиностроения ситуация с замещением действительно за эти годы кардинально улучшилась, признает шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв. Тем более Россия независима в сфере военной техники, а её наработки и были в значительной степени использованы для гражданских нужд. Однако даже по транспорту замещение до сих пор неполное, добавляет эксперт.  

Так, в скоростном поезде «Стриж» используются отечественные локомотивы, но промежуточные вагоны испанского производства. Зато составы «Ласточка», изначально закупленные к Олимпиаде у немецкого концерна Siemens, сейчас производятся на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. 

Но в области товаров ширпотреба, качественной электроники и бытовой техники ситуация далеко не так радужна. В домах россиян трудно встретить такие предметы местного производства, поскольку конкурировать с удобной, продуманной в мелочах и сравнительно недорогой китайской или даже европейской техникой весьма тяжело, констатирует аналитик.

По продуктам питания и вовсе получается неоднозначная картина: заметно нарастив экспорт зерна или растительного масла, мы получили у себя «импортированную» как бы извне инфляцию. Хотя на самом деле рост цен идёт, конечно, изнутри: его инициируют здесь отечественные производители, видя свои огромные издержки из-за накопленных и часто неподъёмных по процентам кредитов, дорогого бензина, лизинга оборудования, тарифов на энергию, долгов по аренде производственных и складских помещений, других затрат, — рассуждает он. 

Естественно, что все свои затраты аграрии и переработчики переносят дальше, на простых граждан, ещё и пытаются подтянуть цены поближе к мировым, желая «сравнять» рентабельность реализации продукции внутри страны со сверхвысокой экспортной маржой. Такие формы импортозамещения в итоге пока выходят России боком, простейшая импортная продукция или еда оказывается на прилавках магазинов намного дешевле.

Очевидно, что бич отечественных производителей — накопленная за годы закредитованность и явно недостаточный уровень правительственных субсидий, без чего не происходит настоящего масштабного замещения с разумными конечными ценами и одновременно хорошей рентабельностью, — заключает Пётр Пушкарёв.