ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

«Наше все» в опасности: Иран может лишить Россию «последней соломинки»

коллаж/sneg.tv

Иран не намерен церемониться со всегда поддерживавшей и вступавшейся за него Россией, а вместо этого готов подложить ей самую настоящую свинью. Как заявил в понедельник министр нефти Исламской Республики Бижан Намдар Зангане, страна намерена увеличить добычу нефти до 6,5 миллионов баррелей в сутки, то есть практически втрое.

Нефть = безопасность

По словам Зангане, Иран без труда может выйти на обозначенные объемы добычи, даже несмотря на то, что «есть силы, которые этого не хотят». Говоря это, иранский министр отметил, что «наращивание нефтедобывающих мощностей Ирана увеличивает безопасность и политическую силу страны».

По информации Bloomberg, иранская государственная добывающая компания National Iranian Oil Co. (NIOC) возобновила подготовку месторождений, остановленную два года назад после введения нефтяного эмбарго администрацией Дональда Трампа.  

Как полагает Bloomberg, при оптимальном стечении обстоятельств после снятия санкций Иран сможет удвоить добычу, вернув ее на досанкционные уровни (4,5 миллиона баррелей в день) за три-шесть месяцев.

Пугающие запасы

Согласно данным ОПЕК, в марте Иран ежедневно добывал примерно 2,3 миллиона баррелей нефти в день. Дополнительный объем добычи, который, по словам Зангане, готов предложить Тегеран, составит 4,2 миллиона баррелей в сутки, что соответствует текущим объемам российского нефтяного экспорта — 4,5 миллиона баррелей в сутки.

До пандемии Россия поставляла на мировой рынок более пяти миллионов баррелей в день. Сделка ОПЕК+ привела к тому, что в мае, по данным ЦДУ ТЭК, добыча нефти в РФ составляла уже 10,5 миллионов баррелей в день.

По мнению экспертов Goldman Sachs, возможности Ирана по наращиванию добычи значительно скромнее. Так, во второй половине года он может поставить лишь 1,5 миллиона баррелей в день дополнительной нефти.

В общей сложности, по расчетам Международного энергетического агентства (МЭА), у членов ОПЕК остаются незадействованными мощности по добыче на 8,5 миллионов баррелей в сутки.

Этот объем, впрочем, включает квоты по сокращению поставок в рамках сделки ОПЕК+. Однако даже после увеличения добычи на два миллиона баррелей в день, запланированного на апрель — июнь, у ОПЕК останутся неработающие скважины мощностью шесть миллионов баррелей в сутки, оценивает МЭА.

Угроза России?

Может ли активизация Ирана послужить ударом по положению на рынке российских нефтяников?  

По мнению аналитика УК «Альфа-Капитал» Дениса Бадьянова, Иран давно планировал нарастить добычу нефти до 6,5 миллионов баррелей в сутки, чтобы выйти на мировой рынок. Однако на такое масштабное увеличение уйдет время — нужно будет подготовить оборудование и обучить кадры, поэтому заход на мировой рынок не будет резким.

Кроме того, мировое потребление топлива составляет более 95 миллионов баррелей в сутки, и потребность в энергоносителях только растет по мере того, как открываются границы государств и восстанавливаются авиаперелеты. Хотя выход нового игрока и может в моменте снизить нефтяные котировки, иранская нефть не способна обрушить рынок, как это может сделать кризис. Тем более не может нанести существенного вреда российской экономике, — пояснил Бадьянов СНЕГ.TV.

Более того, по словам аналитика, заявления о повышенной добыче пока остаются только заявлениями, неизвестно, как ситуация поменяется до конца года.

Например, чуть более года назад правительство Ирана придерживалось другой позиции, был разработан план по снижению зависимости от нефтяных доходов. Наращивание добычи его полностью перечеркнет, — рассуждает эксперт.