ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

За сумасшествие Лукашенко заплатит Путин и россияне?

© Коллаж/Снег.TV

По итогам встречи Путина с Лукашенко белорусский диктатор получил моральную поддержку, 500 миллионов долларов и новые рейсы для «Белавиа», которой в Европе объявлен бойкот. Вопрос в том, что получила Россия. Ответ не очевиден, но похоже, что в очередной раз ничего. Хотя, казалось бы, скандал с посадкой самолета Ryanair в Минске ставит Лукашенко в большую, чем когда бы то ни было, зависимость от Москвы. И тем не менее выглядит все так, что именно Москве придется оплачивать очередную выходку белорусского президента.

Путин и пустота

Между тем уже очевидно, что маневр с принудительной посадкой самолета Ryanair и арестом бывшего главного редактора Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича и его девушки будет дорого стоить. Помимо запретов на полеты для «Белавиа» и потери сборов за использование воздушного пространства, Белоруссия рискует получить тяжелые санкции ЕС. Но главное: США уже объявили, что с 3 июня вводят в действие санкции против большинства крупнейших белорусских предприятий. Это может заблокировать экспорт нефтепродуктов из Белоруссии, то есть нанести действительно серьезный удар по белорусской экономике, которая и так давно уже не самодостаточна.

По идее, самое время Москве конвертировать свою дружбу с Лукашенко во что-то более материальное. Например, дать деньги не в виде кредитов, а под залог акций госпредприятий. Настоять на переходе к единой валюте, наконец, реанимировать проект союзного государства… Но ничего этого не происходит. Настолько ничего, что официальной пропаганде приходится придумывать самые неожиданные тому объяснения.

Вот, например, политолог Сергей Марков твердо убежден, что все самое лучшее может происходить исключительно в режиме строгой секретности. «На самом деле реальные стратегические решения в современном мире принимаются в закрытом режиме, — объясняет он. — А реализуются в режиме спецопераций. Потому что слишком жесткий современный мир. И мы узнаем о принятых решениях, когда они начнут уже реализовываться. Чтобы „западные партнеры“ не могли раньше времени узнать и блокировать».

Великая дружба как она есть

Проблема в том, что на самом деле конек Лукашенко — это умение уворачиваться от «реальных стратегических решений». И в этом он преуспел, как никто другой. «Лукашенко президент уже без малого 27 лет, — напоминает политолог Михаил Виноградов. — Все эти годы он водил гестапо за нос, много рассуждая об интеграции и еще больше саботируя ее. Все эти 27 лет эксперты говорили, что Беларуси деваться некуда, экономика зависима от кредитов, на Западе никто не ждет и великая дружба запрограммирована. Но даже в более безвыходных ситуациях Лукашенко умудрялся выкручиваться и от этих дружеских объятий уклоняться».

Действительно, еще на выборы 2020 года Лукашенко шел как «гарант суверенитета» и защитник — подразумевалось, что прежде всего от российской угрозы (чего стоило одно задержание группы «вагнеровцев» в санатории под Минском в аккурат перед выборами). Однако что-то пошло не так: просчеты в избирательной кампании и беспрецедентное насилие при разгоне протестов стоили режиму Лукашенко остатков легитимности — как среди населения, так и в международном сообществе. В итоге Лукашенко пришлось снова обращаться за поддержкой к Путину.

И, разумеется, он ее получил: для Кремля успешная революция в Белоруссии гораздо страшнее, чем токсичный диктатор в друзьях. Слишком уж велики в этой ситуации риски разворота союзника на Запад. Москве оставалось просто ждать, пока Лукашенко сам себя закопает, максимально испортив отношения со всем миром и лишив страну даже условного нейтралитета.

Останется только один

И даже ждать долго не пришлось. История с посадкой самолета Ryanair стала настоящим подарком для Кремля: теперь уж заклятый друг и союзник точно никуда не денется. По крайней мере, не рискуя, что приземлят его прямо в Гааге.

Казалось бы, именно тут совсем уставшая было российско-белорусская интеграция должна получить новый импульс. Остается только торговаться и обсуждать формат. Но ничего подобного мы не наблюдаем: Лукашенко снова получил все, что хотел, и ничего за это не должен.

Такое впечатление, что Путин готов на все, лишь бы не стать «последним диктатором Европы». Пока этот титул сохраняет за собой президент Белоруссии, но надолго ли?

Добавить комментарий

Комментировать