ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Кредиты россиян начали «пузыриться»

кредиты

Долговая нагрузка россиян достигла исторического максимума и продолжает быстро расти. Кое-где на рынке потребительского кредитования даже можно говорить о «пузырях», заявила на выступлении в Госдуме первый зампред Центробанка Ксения Юдаева.

Сдержать этот рост ЦБ пытается все новыми ограничениями. Сейчас регулятор задумался об ограничении кредитования физических лиц по плавающим ставкам. «Мы сейчас готовим законодательное предложение с коллегами и надеемся, что по этому вопросу у нас будет конструктивный диалог», — сказала госпожа Юдаева.

Долги действительно растут

Опасения ЦБ имеют под собой почву, считает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. Размер кредитного портфеля достиг 21,2 триллиона рублей, прибавив за первый квартал текущего года 4,4%. При этом за прошлый год он вырос на 13,5%, а за 2019-й — на 18%.

Что касается долговой нагрузки россиян, то доля просроченных долгов по потребительским кредитам выросла до четверти всего портфеля, это не критический показатель, — сказал СНЕГ.TV первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Но Михаил Коган отмечает, что не совсем ясна формула вычисления ЦБ показателя долговой нагрузки. По его словам, на виду несколько иные данные. В некоторых регионах России кредитные платежи перевалили за 80% от общего дохода домохозяйства. В ряде других, особенно на Северном Кавказе, этот показатель вообще невозможно просчитать, поскольку местные жители предпочитают не идти в банк за кредитом, а занимать у физических лиц.

Вслед за ростом долговой нагрузки растет количество банкротств физических лиц: в первом квартале 2021 года оно увеличилось на 81,5% по сравнению с первым кварталом 2020 года и составило 40 569 человек.

При этом будет расти и количество внесудебных банкротств, то есть списание долгов размером от 50 до 500 тысяч рублей через МФЦ, а не судебный процесс. Вполне вероятно, что пандемия так ускорила обнищание населения, что только за этот год количество банкротов дойдет до 200 тысяч, — прогнозирует аналитик.

Лучше перебдеть

Шаги регулятора являются превентивными мерами, а не констатацией того факта, что рынок серьезно пострадал от «пузырей», полагает Павел Сигал.

Ужесточение политики как раз и служит для того, чтобы предотвратить их формирование и дисциплинировать финансовые организации, которые в последнее время выдали рекордный объем заемных средств, — поясняет он.

По словам эксперта, население пользуется кредитными услугами, так как для этого сформировались благоприятные условия: восстановление экономики после пандемии и, как следствие, увеличение деловой активности, а также низкая ключевая ставка, которую в прошлом году несколько раз снижал регулятор.

Несмотря на возвращение к нейтральной денежно-кредитной политике, получение заемных средств остается способом приобретения необходимых для россиян товаров и услуг, — рассуждает Павел Сигал.

Во всем виновата пандемия?

Ограничения ЦБ на рисковые кредиты касаются только банков, им придется увеличивать резервы под потребительское кредитование. На заемщиках это скажется банальным повышением процентной ставки на 0,1—0,5% годовых, уточняет Михаил Коган.

Что же касается кредитования по плавающим ставкам, это не столь популярный кейс, чтобы его как-то жестко ограничивать. Более того, подавляющее большинство заемщиков даже не имеют понятия о том, что представляет собой плавающая ставка, и банки неохотно предлагают такой продукт, говорит эксперт.

Вместе с тем угроза возникновения кредитного «пузыря» существует как минимум полтора года, то есть с момента начала распространения вируса по планете, напоминает он. Апогеем в прошлом году был триллион рублей выданных за март потребительских кредитов. Но и этот показатель был перебит в апреле 2021 года на фоне повышения ставки ЦБ: граждане заняли у банков 1,3 триллиона рублей.

Если бы не было пандемии, локдауна, падения экономики и доходов населения, то, вполне возможно, речи о каких-либо «пузырях» сейчас бы не велось. Выход из этого состояния один — подъем экономики и рост реальных доходов населения, что пока что выполнить трудно, как минимум до полного восстановления экономики государства, — заключает Михаил Коган.

Теги