ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Новая холодная война на марше: почему Россия обиделась на весь мир

Обострение на российско-украинской границе постепенно стихает. Зато на дипломатическом фронте обстановка накалена как никогда: обмен санкциями, высылка дипломатов и официальный перечень «недружественных стран» — такое впечатление, что Россия обиделась на весь мир (ну, не считая разве что Республики Чад и Северной Кореи). Что, в самом деле, с нами происходит?

Никогда такого не было, и вот опять

Дипломатический кризис между Чехией и Россией, начавшийся после того, как Прага заявила о причастности российской военной разведки ко взрывам на складе боеприпасов во Врбетице в 2014 году, спровоцировал «дипломатический клинч» России со странами Европы и с США. За две недели Москва и западные страны взаимно выслали около 150 дипломатов и сотрудников посольств.

Размах новой дипломатической войны впечатляет — по масштабам это фактически повторяет события 2018 года. Тогда о выдворении российских дипломатов в связи с отравлением в Солсбери бывшего двойного агента Скрипаля объявили более 25 стран, а США даже закрыли диппредставительство России в Сиэтле. В 2018 году наблюдатели характеризовали такую акцию как беспрецедентную. «Этот демарш теперь войдет во все учебники по истории международных отношений, — писала немецкая Die Welt. — Такому публичному унижению не подвергали ни Саддама Хусейна, ни династию Кимов в Северной Корее. Британский премьер Тереза Мэй может записать на свой счет серьезную политическую победу».

Провал вакцинной дипломатии

Кому на этот раз следует записать на свой счет очередную политическую победу, не очень понятно. Москва настаивает, что  скандал был раздут США исключительно для того, чтобы перебить информационную повестку, связанную с раскрытием в Белоруссии заговора против президента Александра Лукашенко (в его организации Минск прямо обвинил США). Но «заговор политологов» состряпан настолько небрежно, что поверить в эту версию очень трудно. По иронии судьбы в чешском скандале, как и в отравлении в Солсбери, оказались замешаны два русских Джеймса Бонда — ставшие уже мемами Боширов и Петров. И нам остается только догадываться, почему все это всплыло только сейчас, а не в том же 2018 году, когда фотографии любителей шпилей обошли весь мир. И связано ли это с тендером на модернизацию чешской АЭС «Дукованы», в котором «Росатом» теперь, естественно, не участвует, а основным претендентом на контракт ценой в шесть миллиардов долларов становится американская Westinghouse. Ну, и «Спутник V» — новое геополитическое оружие России — в Чехии больше не нужен: «вакцинная дипломатия» терпит крах из-за провалов в сфере дипломатии реальной.

Неудивительно, что Россия на этот раз ответила жестко, введя для обидчиков запрет на найм местного персонала. Это был удар ниже пояса, ведь теперь американским дипломатам придется полностью взять на себя обслуживание представительства: перекладывание всяких не очень секретных бумажек, а также уборку, стирку и даже  вынос мусора.

В ответ США объявили, что из-за введенных ограничений посольство в России прекращает выдачу неиммиграционных виз. Но вряд ли Кремль всерьез расстроит эта новость: там давно взят курс на герметизацию страны, так что любые ограничительные меры российским властям только сыграют на руку.

Холодная война 2.0

Поэтому новые санкции против европейских чиновников и политиков, по идее, уже не должны никого удивлять. Но почему-то удивляют и обижают. В черном списке оказались восемь человек, в том числе председатель Европарламента Давид-Мария Сассоли, руководитель прокуратуры Берлина Йорг Раупах, глава лаборатории Исследовательского института тотальной обороны Швеции Оса Скотт (там подтвердили наличие «„Новичка“ в анализах Навального») и спецдокладчик по вопросу об отравлении Навального в ПАСЕ Жак Мэр. Формально это ответ на действия Евросоюза, который в начале марта ввел санкции против четырех российских силовиков в связи с преследованием Алексея Навального. Но нетрудно заметить, что и  Россия своим «адекватным ответом»  фактически удваивает ставки и резко повышает градус противостояния.

Того и гляди на повестке снова встанет вопрос о выходе России из СЕ — ой, не случайно глава российского МИД Сергей Лавров недавно заявил, что у Москвы нет отношений с Евросоюзом как с единой организацией. И происходящее уже невозможно списать на провал российской дипломатии. Это холодная война, версия 2.0, и она уже идет. Проблема в том, что в этой войне Россия участвует в одиночку: нет уже ни Варшавского договора, ни социалистического лагеря, ни даже СНГ, да и союзников на постсоветском пространстве совсем не осталось. Как долго в таких условиях продержимся и ценой насколько глубокого истощения национальной экономики, сегодня вряд ли кто-то точно скажет.

3 комментария

Комментировать

  • Никогда такого не было? – Нет, было! Не забыли и блокаду 1920 годов, и интервенцию 14-и государств, и холодную войну в послевоенный период. Еще лет 60 назад было сказано первым лицом государства, что мы шагаем под непрерывным огнем.