ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Еда, как роскошь: продукты питания будут дорожать по всему миру

Мировые цены на базовые продовольственные товары бурно растут. По итогам прошлой недели индекс Bloomberg Grains, отслеживающий биржевые котировки ключевых зерновых культур, взлетел на 8% и добрался до восьмилетнего максимума. На Чикагской бирже цены фьючерсов на кукурузу превысили отметку 6 долларов за бушель, на сою – 15 долларов. Контракты на пшеницу закрепились выше 7 долларов за бушель (с начала апреля она подорожала на 15%).

Индекс Bloomberg Agriculture, в который входят цены на основные продовольственные товары, за последний год вырос почти на 70%, а широкий индекс цен продовольствия ФАО (90 товаров) в марте показал рост на 24,6% в годовом выражении, сообщает Finanz.ru.

Поддерживают высокие цены опасения, вызванные напряженной ситуацией в отношениях России и Украины. Трейдеры допускают перекрытие Керченского пролива или Босфора в случае эскалации конфликта.

Все началось с пандемии

Еда дорожает во всем мире по многим причинам, указывают опрошенные СНЕГ.TV эксперты. Но основных фактора три: резкий рост денежной массы в 2020 году, увеличение производственных издержек из-за карантинных ограничений и повышения цен на сырье, плюс неблагоприятные климатические и эпидемиологические условия для сельхозпроизводителей как в прошлом, так и в этом году. 

Безусловно, серьезно повлияла пандемия. Закрытые границы остановили поток трудовых мигрантов, которые занимались обработкой земель, а работники, оставшиеся в стране, попали на длительный карантин.

Из-за этого произошел срыв старта посевных работ в 2020 году, а в некоторых странах – и в 2021 году (там, где сейчас наблюдается рост числа заболевших), – отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Нарушились и логистические цепочки, что привело к росту транспортных затрат (ставки фрахта выросли в несколько раз). А поскольку часть государств не имеет подходящих земель для сельскохозяйственных работ, и годами закупает продовольствие у аграрных стран, возникал дефицит продуктов и резкий рост их цены.

Опасаясь дефицита продуктов питания, многие развитые страны увеличили резервы стратегических запасов – в мире начался ажиотажный спрос на базовые продукты (от зерна и масел до мяса и круп). Повышенный спрос также вызвал рост цен на продукты питания во всем мире, – уточнил аналитик УК Альфа-Капитал Денис Бадьянов.

Слишком много денег

Но даже после затухания пандемии рост цен не прекратился, хотя начался новый сезон и, по логике, стоимость продукции должна снижаться. Здесь уже сыграла роль беспрецедентная антикризисная накачка деньгами развитых экономик. Большая часть этих средств ушла на фондовый рынок, приведя к росту стоимости ценных бумаг. А в продовольствии рост ликвидности выразился в увеличении цен.

Этот механизм работает так: инвесторы, опасаясь из-за пандемии падения акций и облигаций в промышленных секторах, вкладываются в бумаги агрокомпаний, крупных ритейлеров и т.д. Логика очевидна – на фоне самого жестокого кризиса люди всегда будут покупать еду (это базовая потребность), а значит, бизнес, связанный с производством продуктов, будет показывать более высокую доходность, чем остальные, – поясняет эксперт.

Это означает, что в дальнейшем рост мировых цен может не прекратиться, предупреждает он.

Все три фактора спровоцировали особый тип ценового всплеска, когда причиной роста цен является не превышающий предложение спрос, а напротив сократившееся предложение при одновременном сокращение спроса, рассказывает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.

Это можно назвать стагфляцией, но этот термин сейчас не принято использовать, потому что он указывает на структурные проблемы в мировой экономике, а значит и необходимость структурных реформ, проводить которые политики не хотят из-за их непопулярности и высоких политических издержек, – иронизирует он. 

Вместо этого монетарные и экономические власти крупных стран пытаются делать вид, что перед нами обычный конъюнктурный кризис, решить который можно с помощью масштабных вливаний ликвидности, добавляет эксперт. К сожалению, это не так.

Мировая экономика, несмотря на гигантские вливания, все равно теряет темпы роста, при этом и инфляция, и данные по индексам деловой активности, говорят об экономической перегретости. И чем дольше она будет сохраняться, тем сильнее будет новый экономический спад, – предсказывает аналитик.  

Россия на распутье

Для России глобальный рост цен на продовольствие, с одной стороны, плюс: это значительно увеличит доходы государства от экспорта сельхозтоваров. Но вот для граждан это означает рост цен на еду.

Стоит отметить, что увеличение мировых цен на продовольствие в мире – лишь одна из причин роста цен на продукты в РФ. Здесь комплексная проблема, которую в настоящее время решает государство. Основная причина – рост стоимости затрат производителей из-за ослабления рубля, увеличения стоимости энергоресурсов, кормов, ветеринарных препаратов, топлива и т.д. – говорит Денис Бадьянов.

Поскольку мировые цены растут на базовые товары (зерно, масло, сахар, муку и т.д.), то это по цепочке приведет к увеличению цен на все производные – яйца, молоко, хлеб, мясо и тому подобное, прогнозирует он. То же зерно, например, используется для выращивания животных и птицы, и оплата корма составляет большую часть затрат производителей.

И все же Россия в более выгодном положении, чем другие страны, считает Павел Сигал.

Сейчас в мире идет вакцинация, но ее темпы не везде можно назвать высокими. Например, в Евросоюзе некоторые правительства снова ввели локдауны, чтобы снизить рост числе зараженных и нагрузку на здравоохранение. Ни о каких нормальных сельхозработах в таких условиях речи не идет. Что касается России, то у нее есть огромное преимущество – большое количество земель, пригодных для посадки и разведения скота, – поясняет он.

Чтобы поддержать АПК, государство ввело весной субсидии для предприятий, а также добилось сезонного повышения добычи топлива в рамках сделки стран ОПЕК+ (в то время, как другие государства в апреле сокращали добычу). Поэтому проблем с поставками товаров в нашей стране нет. Также правительство проводит еженедельный мониторинг цен на продовольствие, чтобы оперативно выявлять завышения, напоминает эксперт.

Прогнозировать поведение цен продовольственных товаров весной-летом 2021 года очень сложно, считает Александр Розман. Как правило в этот период инфляция проявляется в непродовольственных товарах и услугах, а цены на продукты питания, за редким исключением (мясо и птица, морепродукты), снижаются или не растут. И лишь в августе-сентябре продовольственная инфляция вновь начинает усиливаться. 

Как будет на этот раз сказать очень сложно, это будет зависеть не только от сезонных факторов, но и от того проявится ли отложенный спрос, а также мер реагирования со стороны государства. Пока можно констатировать, что пик продовольственной инфляции в России для первого полугодия, вероятно, был пройден в конце марта – середине апреля, а что будет во втором полугодии, станет понятно позже, – заключает аналитик.