ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Лишь бы не было войны: грозят ли нам чем-то новые американские санкции?

© Коллаж/Sneg.tv

Свершилось. Санкции против российского госдолга, о которых там много говорилось в последние годы, наконец, введены. Правда, пока лишь частично. С 14 июня финансовым учреждениям США запрещается прямая покупка долговых ценных бумаг у Центрального банка и Министерства финансов России, а также у Фонда национального благосостояния.

Помимо этого, американским банкам запрещается кредитовать ЦБ РФ как в рублях, так и в иностранной валюте. Те же ограничения распространяются на Минфин и находящийся в его управлении ФНБ. Не обошлось и без традиционных точечных санкций в отношении ряда граждан и компаний.

И всё это – наказание в ответ на предполагаемые попытки российских лиц вмешаться в президентские выборы США 2020 года, кибератаку через IT-компанию SolarWinds и другие «грехи».

Ранее пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что новый возможный пакет санкций США «не будет способствовать» встрече президентов Джо Байдена и Владимира Путина

Мертвому припарки?

Реакция рынков на новые санкции оказалась сдержанной. Российская валюта, которая в начале торгов ослабла с 75,88 до 77,49 рублей за доллар на фоне ожидания очередной порции ограничительных мер, после их конкретизации вернулась к росту и отыграла значительную часть потерь. К 20.45 по московскому времени за доллар давали 76,46 рублей. В акциях тоже прошли распродажи: индекс ММВБ снизился, но не сильно – на 0,7%.

Конечно, распродажа российских долговых обязательств усилиться. Продадут те, что есть на руках у нерезидентов. Уже продали много: доля нерезидентов в Российских ОФЗ к концу марта снизилась до 20% с максимальных 40%. Будут распродажи и в акциях. Куда пойдут эти деньги? Скорее всего, в доллар, – сказал СНЕГ.TV основатель Frendex Group Руслан Пичугин.

Объявленные санкции – чисто символические, поскольку не запрещают в принципе совершать операции с российским госдолгом, поясняет аналитик ФК «Калита-Финанс» Дмитрий Голубовский.

Байден запретил американцам покупать ОФЗ непосредственно у Минфина, но не запретил покупать их, например, у Сбербанка. Ну, отлично: Сбербанк купит ОФЗ у Минфина и продаст американцам, – иронизирует он.

По словам эксперта, этот шаг сделан в рамках подготовки переговоров двух президентов. Американская политика – это политика жестов, и таким нелогичным образом США обозначают свои позиции накануне встречи, которую сами же и предложили. Схожая ситуация была когда-то с Китаем: американцы сначала объявили ему холодную войну, а потом поехали в КНР на переговоры. Китайцы выставили их за дверь, и заключили с Ираном пакет соглашений на 400 миллиардов долларов.

Видимо, люди на своем опыте не учатся, – замечает аналитик.

Он допускает, что из-за санкций Путин действительно может отказаться от встречи с Байденом.

Его убийцей назвали, теперь санкции ввели, а после этого хотят с ним поговорить. Он может просто обидеться, – иронизирует Дмитрий Голубовский.

В этом случае, по его прогнозам, доллар может в моменте подорожать до 79 рублей. Если же переговоры не отменят, российская валюта останется на текущих позициях. Рынок ОФЗ может падать до минимумов весны 2020 года, допускает эксперт. Но здесь главным драйвером падения является рост инфляции и глубоко отрицательная ставка по ОФЗ даже после недавнего подъема ключевой ставки. И пока ЦБ не стабилизирует ситуацию с ростом цен, рынок будет под давлением. Но никакого обвала не будет, если не начнется война. При этом сам аналитик в войну не верит.

Ни у кого на хорошую войну нет денег, и никому она не нужна. Имитация какая-то войны может быть, кого-нибудь на границе поубивают и покажут картинку в телевизоре. Ну, значит, на неделю мы получим какой-то стресс, – предполагает он.

Руслан Пичугин считает, что переговоры Путина с Байденом, скорее всего, состоятся, так как предложение было довольно расплывчатым по срокам – «в течение нескольких месяцев». С предыдущим президентом США, Путин встречался не раз, но санкции были и до, и после этого, напоминает эксперт. Он также не видит причин для сильного снижения рынка и ослабления рубля. За последний месяц доллар поднимался выше 78 рублей только однажды (7 апреля) и, похоже, это предел ослабления рубля на данном новостном фоне, говорит аналитик.

На следующей неделе рубль может даже окрепнуть из-за периода уплаты налогов добывающими компаниями, прогнозирует он. Кроме того, грядёт очередное повышение ключевой ставки. Если это произойдёт 23 апреля, то сделает российские активы ещё более привлекательными и нерезиденты могут вернуться и купить ОФЗ на вторичном рынке. Санкции это не запрещают.

Потом праздники и парад в День Победы 9 мая. До этого, скорее всего войны с Украиной не случиться. Поэтому ослабление рубля до 80 рублей маловероятно. А вот если случится военный конфликт с Украиной, что будет с рублём, трудно даже предположить, – рассуждает эксперт.

Рецепт противоядия

Санкции, безусловно, сдерживают экономику России, и Запад достаточно грамотно их применяет, ограничивая возможность инвестиций в малый и средний бизнес, отмечает председатель Мурманского регионального отделения Партии Роста, совладелец МПЗ «Аскона» и ООО «Капитал» Николай Пальченко.

Расчёт тут простой: да, Россия в любом случае имеет возможность финансировать крупные и масштабные проекты, но они только тогда становятся драйвером роста экономики, когда вокруг них происходят инвестиции в МСБ. А инвестиции в МСБ невозможны при дефиците денежной массы и, как следствие, современного кредитного продукта, – поясняет он.

По словам предпринимателя, объём реальной денежной массы в России меньше 60% от ВВП, тогда как, например, в Китае – около 200%. Между тем, есть мнение экспертов, что экономика не в состоянии расти при объеме реальной денежной массы менее 105-110% от ВВП. Так что меры Запада по сдерживанию экономики России достаточно эффективны.

Для преодоления ситуации государство должно пресечь вывод капиталов и денежной массы из регионов в центр, и из России за рубеж, считает Николай Пальченко. Ведь каждый год из российской экономики утекают десятки миллиардов долларов, что на порядок превышают объём облигаций, который Минфин пытается продать за рубеж. А остановить это бегство не так уж сложно, уверяет эксперт.

Усовершенствованный валютный контроль, политика по замещению мигрантов гражданами России, преференции местному бизнесу в регионах перед «приезжими» и т.п., то есть всё, что заставит деньги крутиться в пределах региональных экономик и в России в целом, – перечисляет он.

Поможет в борьбе с санкциями и цифровой рубль. Он позволит иностранным гражданам и компаниям инвестировать в Россию напрямую. Так же, как интернет позволил гражданам покупать авиабилеты и бронировать отели без участия турагентов, цифровой рубль может позволить любым иностранцам вкладывать деньги в России без участия их банков. И у финансовых властей США денег не хватит не только на то, чтобы эти процессы пресекать, но и даже на то, чтобы их отслеживать, полагает предприниматель.

Согласен, при этом, с теми, кто считают, что санкции вынуждают российские власти действовать «по уму». Санкции, на самом деле, заставили нас провести импортозамещение. Надеюсь, они побудят нас сменить и экономическую модель, и кредитно-денежную политику, – заключает он.

Теги