ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Экстренная эвакуация: китайский капитал бежит из России

коллаж/sneg.tv

Китайский капитал бежит из России. По данным ЦБ, за первый-третий квартал 2020 года (более полной статистики пока нет) объем прямых инвестиций КНР в Россию рухнул на 52% – с 3,735 до 1,83 миллиарда долларов. При этом объем вложений китайских резидентов непосредственно в капитал российского бизнеса упал почти в пять раз – с 2,28 миллиарда долларов до 480 миллионов. Чуть меньше сократились инвестиции в «долговые инструменты» – с 1,45 до 1,35 миллиарда долларов.

Почему они уходят?

Причин для такой динамики может быть несколько, считают опрошенные СНЕГ.TV эксперты. Самая очевидная – пандемия.

Когда в твоей стране бушует коронавирус, падает производство и так далее, в первую очередь, государство думает не об инвестициях в другое государство, а о восстановлении экономики в своей стране, – замечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Но китайские инвестиции утекают из России уже не первый год. Эта тенденция фиксируется на протяжении 5-6 лет, указывает старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман. Можно искать в этом геополитическую логику или пытаться усмотреть нежелание китайского бизнеса подпасть под западные санкции, добавляет он, а можно взглянуть на ситуацию с чисто экономической точки зрения. 

Есть огромное количество примеров, когда, несмотря на политические и репутационные риски, международные инвесторы, в том числе и западные, заходили в проекты, которые могли принести высокий доход, напоминает эксперт.

Чего стоит скандал, с сыном нынешнего президента США, Хантером Байденом и его участием судьбе украинской газодобывающей компании Burisma. Или совсем свежая история с банкротством инвестиционного фонда Archegos Capital, в котором, как оказалось, миллиарды долларов из-за чрезмерного риска потеряли надежные и очень уважаемые банки Credit Suisse, Nomura, Wells Fargo и другие, – рассуждает он. 

Так что сокращение китайских инвестиций — это ответ на те негативные изменения в экономике РФ, которые наблюдаются в последние годы, считает аналитик. Реальные доходы россиян падают, совокупный спрос уменьшается, темпы роста российской экономики с трудом отрываются от нуля.

Все это, по словам эксперта, говорит о крайне низком потенциале инвестиций в Россию, который сочетается с повышенными рисками политического характера (они съедают через перманентную девальвацию рубля значительную часть прибыли) и административного характера, связанными с чрезмерной активностью органов контроля и надзора.

Бегство продолжится?

Китайцы отказываются давать деньги не только частным российским компаниям, но и государственным проектам. Так, КНР не захотел кредитовать строительство «Силы Сибири» и не планирует выделять средств на второй аналогичный газпровод, напоминает Finanz.ru. Китай также посчитал невыгодным строительство высокоскоростной железной дороги «Евразия» (из Пекина через Москву в Берлин), которую российские чиновники надеялись вписать в «Новый шелковый путь». Отказалась Поднебесная финансировать и строительство крупнейшего в России завода по переработке газа в Амурской области.

Попытки привлечь китайские банки в российскую альтернативу SWIFT также не увенчались успехом: по данным ЦБ, в Системе передаче финансовых сообщений (СПФС) зарегистрировался всего один китайский банк (Bank of China).

Китайские компании далеко не всегда хотят инвестировать в проекты, которые предлагаются российским правительством: что-то они считают не эффективным с точки зрения возврата вложенных средств, что-то просто не входит в их стратегические планы, рассказывает Артем Деев. Китай сделал ставку на рост собственного потребления, как основы экономического развития – и не прогадал, добавляет он. Именно внутренний спрос сейчас больше обеспечивает восстановление экономики КНР, на фоне конфронтации с США.

И, скорее всего, что Китай так и будет продолжать вести политику очень осторожных, понятных и эффективных инвестиций. Так что вполне вероятно, сокращение вложений в российские проекты со стороны КНР продолжится, – прогнозирует аналитик.

Александр Розман, в свою очередь, допускает временный локальный всплеск китайских инвестиций в российскую экономику, если эпидемиологическая ситуация в 2021 году продолжит улучшаться. Из-за пандемии вложения китайцев упали в 2020 году уж слишком сильно, поясняет он. Но общая понижательная тенденция сохранится, уточняет эксперт, и сложно предположить, что могло бы резко изменить эту динамику.

Туда ли повернулись

По сравнению с 2014 годом, когда резко ухудшились отношения с Западом и был объявлен разворот на Восток, объем китайских инвестиций в реальный сектор РФ упал в 2,5 раза. Текущий показатель – минимальный за все время доступной статистики российского ЦБ. На КНР приходится лишь 0,4% от прямых иностранных инвестиций. Это в 9 раз меньше, чем пришло из Германии (16,6 миллиарда долларов), и в 68 раз меньше, чем вложили резиденты Кипра (123,4 миллиарда долларов). Так стоило ли разворачиваться?

Стратегия оправданная, но не очень просчитанная, считает Артем Деев. Что Западу, что Востоку Россия не может предложить ничего, кроме сырья.

И для ЕС, и для Китая (и Азии в целом) мы будем источником поставок дешевой нефти, газа, зерна, леса и так далее, поскольку именно это является основой нашей экономики, а не высокотехнологичная (и, соответственно, более дорогая) продукция. У нас нет другого выхода, кроме продажи сырья тем странам, которые в нем нуждаются. Поскольку другого предложить не можем, – констатирует он.

Россия – слишком большая страна, чтобы тратить энергию и силы на развороты, полагает Александр Розман. По его мнению, необходимо иметь хорошие, взаимовыгодные отношения со всеми соседними странами – и на Востоке, и на Западе, и на Юге. Любая концентрация лишь на одном направлении априори будет менее выгодной стратегией, чем соразмерная уровню обоюдной экономической активности диверсификация.  

Если мы будем смотреть под таким углом зрения, то окажется что российский экспорт и на Запад (прежде всего в европейские страны), и на Восток (Китай, Япония, Южная Корея, Индия) примерно равны. Значит, любая фокусировка на одном из направлений будет неадекватна экономическим реалиям и, следовательно, менее выгодна для России, – заключает эесперт.

Теги