ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Ленин или новый Мартин Лютер: у Навального появились хорошие шансы…

С точки зрения российского права Алексей Навальный — сплошная ходячая аномалия. Его уникальная особенность заключается в том, что на протяжении всех последних лет оппозиционер становился точкой преломления правовой реальности. Своего рода кривым зеркалом, меняющим привычную картину мира неподготовленного наблюдателя. Чего стоят два его условных срока подряд (если верить гособвинителю Екатерине Фроловой, он в России единственный такой был). Однако два последних слова в один день следует признать ситуацией, уникальной даже для Навального. Но, похоже, он смог выжать из нее максимум, превратив скамью подсудимых в трибуну, с которой говорил с людьми о боге, одиночестве и спасении. Ну и, для разнообразия, об огурцах.

Навальный — новый Мартин Лютер?

На самом деле Навальный весь суд над собой сумел превратить в одно большое выступление о том, какая у нас богатая страна и какие нищие люди (если они, конечно, не воруют). В условиях современной России левая риторика — беспроигрышный вариант, и Навальный, будучи по природе своей популистом, не может этого не понимать. Возможно, кому-то он уже напоминает молодого Ленина, а вот по мнению политолога Станислава Белковского политик замахнулся на большее и фактически заявил претензию на роль русского Мартина Лютера («отец» европейской Реформации). Страна нуждается в религиозной реформации, и эта реформация обязательно случится, убежден Белковский. «В те или иные сроки, в тех или иных формах, с теми или иными игроками, — настаивает он. — Но совершенно очевидно, что религиозный запрос русского народа не может быть удовлетворен в рамках действующих институций…» И если в основе европейской Реформации лежала технологическая революция, то нечто подобное происходит и сейчас, уверен эксперт: новая коммуникационная среда рождает новых героев.

Образ героя

На самом деле, как бы странно это ни звучало, у Навального действительно есть хорошие шансы стать не только лидером оппозиции (это уже свершившийся факт), но и проводником новой идеологии. Всем понятно, что в тюрьме политик теперь надолго и уже отбытым на треть под домашним арестом сроком по делу «Ив Роше» дело не ограничится. На подходе дело о мошенничестве, а это уже до десяти лет. Но реального Навального в глазах масс вполне может заменить его воображаемый образ, тем более что после «чуда воскрешения» оппозиционер и так уже прочно прописался в пространстве мифа. Может случиться так, что образ героя окажется даже более привлекательным, чем настоящий персонаж. Нетрудно заметить, что уже сейчас количество критиков Навального в стане самой оппозиции сильно сократилось. Потому что невозможно же ругать человека, который сидит «за нашу и вашу свободу».

Получается, что, закрывая Навального, власть решает, скорее, тактическую задачу: разгром ФБК и сети штабов наверняка позволит провести кампанию по выборам в Госдуму относительно спокойно — то есть без массовых акций по случаю недопуска на выборы оппозиционных кандидатов, подобных московским протестам в 2019 году. Но в перспективе это приведет лишь к накоплению недовольства, и вопрос только в том, когда и в какой форме оно вырвется наружу.

Хулигана на Луиса Корвалана

При этом нужно понимать, что настоящей проблемой для Кремля являются, конечно же, совсем не выборы в Госдуму. В конце концов, у нас теперь есть голосование «на пеньках», а при устойчивом спросе на нефть правящий режим способен даже «на штыках» продержаться достаточно долго. Основная угроза — это нестабильность в рядах правящей элиты, а она связана прежде всего с предстоящим трансфером власти, запланированным или вынужденным (в конце концов, никто не вечен). Именно в тот момент, когда низы не хотят, а в верхах не могут договориться, система теряет устойчивость.

Политолог Владимир Пастухов убежден, что лучшим вариантом для Кремля сейчас было бы выдворение Навального, тем более у нас сейчас тренд к реконструкции всего советского. В СССР, напомним, высылка или обмен диссидентов на советских разведчиков была популярным средством решения проблемы. Действующим российским законодательством такая практика не предусмотрена. По такому случаю можно даже ввести институт лишения российского гражданства, подсказывает Пастухов. Впрочем, как мы уже знаем, в случае с Навальным правила вообще не работают. Так что вполне можно ждать сюрпризов.

Добавить комментарий

Комментировать