ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

«Зеленеющий» мир: когда нефть и газ станут никому не нужны

В 2020 году возобновляемые источники энергии (солнце, ветер, вода и биотопливо) впервые в истории заняли первое место в энергетическом балансе ЕС. По данным аналитической компании Ember and Agora Energiewende, на их долю пришлось 38% всей генерации против 34% годом ранее. Нефть, газ и уголь обеспечили 37%. Для Великобритании прошлый год тоже стал самым «зеленым» за всю историю.

Главные потери несет уголь: его использование в ЕС за последние пять лет сократилось на 20%. Но это только начало. Уже к концу текущего десятилетия доля возобновляемых источников энергии в ЕС может удвоиться.

Европа в авангарде

Рост доли «зеленой» энергетики — это общемировой тренд. Так, в Китае она занимает около 27% в энергобалансе, в Индии — 21%, в США, России и Японии — около 18%. Но Европа развивается в этом направлении наиболее активно. За последние 20 лет доля возобновляемых источников в энергобалансе ЕС выросла на 20%. Еще в начале нулевых она не достигала и 5%.

Такая динамика именно в Европе объясняется тем, что в регионе была принята программа «нулевых выбросов». К 2050 году планируется добиться снижения вредных выбросов до нуля, соответственно, доля возобновляемых источников энергии к этому времени вырастет значительно, — сказал СНЕГ.TV руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

К тому же развитие «зеленой» энергетики стимулирует сокращение стоимости производства энергии с использованием ветра и солнца: в Европе в последние годы было запущено много новых ветровых и солнечных станций, добавил Деев.

Электроэнергия в Европе в 2020 году была почти на 30% чище, чем в 2015-м, рассказывает главный аналитик «ТелеТрейд» Марк Гойхман. Углеродоёмкость уменьшилась с 317 граммов CO2 на киловатт-час в 2015 году до 226 граммов в 2020-м. Требования к автомобильным двигателям ужесточаются: в 2021 году в ЕС они станут на 20% более жёсткими в отношении выбросов, чем сейчас. А с 2030 года предусматривается двойное снижение выбросов СО2 относительно норм прошлого года. В таких условиях всё более быстрое распространение станут получать электромобили, прогнозирует эксперт. 

Уже сейчас генерация электроэнергии из возобновляемых источников вытесняет газовую. В Германии с её четвёртой в мире по объёмам промышленностью они обеспечивают 56% всего производства электричества, — уверяет он.

Мир «зеленеет»

Роль и доля «зеленой» энергетики и впредь будут возрастать во всем мире. На то есть как минимум две группы причин, объясняет Марк Гойхман. Первая — экологическая составляющая, опасность для природы и человека от масштабного применения углеводородов. Вторая — техническая и экономическая сторона. Технологии добычи и использования энергии из ВИЭ становятся постепенно всё дешевле и эффективнее, требуют меньше затрат. 

Идёт заметное и быстрое смещение источников энергии в пользу декарбонизации, постепенного снижения в энергобалансе доли триады «нефть-газ-уголь». Пандемия лишь ускорила проявление данных тенденций, — констатирует эксперт.

Для мирового топливно-энергетического комплекса и России это означает, что нефть пройдет тот же путь, что и уголь, который был главным источником тепла для людей на протяжении более чем 150 лет, а сейчас его доля в генерации постоянно сокращается, предупреждает Артем Деев.

Нефть как источник энергии будет уступать место природному газу — уже сейчас ощущается конкуренция между этими ресурсами. Однако это будет происходить постепенно, — утешает аналитик.

Европа будет увеличивать долю возобновляемых источников энергии примерно на 1,2-1,5% в год, поясняет он. Сначала будет сокращаться потребление нефти, затем — газа. Но по мере вытеснения этого сырья с европейского рынка будет расти потребление в Африке и азиатско-тихоокеанском регионе. И России нужно будет менять схемы поставок ресурсов с целью переориентации на новые рынки.

«Озеленение» энергетики наносит удар по «озеленению» доходов от российского экспорта, иронизирует Марк Гойхман. Потребность в углеводородах из России будет и далее снижаться, полагает он.

Безусловно, она не сойдёт на нет совсем, до нуля. И в обозримом будущем потребление нефтегаза останется достаточно объемным. Но в динамике и абсолютные объёмы потребности в нём, и доля в энергобалансе будут неуклонно и достаточно быстро сокращаться, — предсказывает эксперт.

По его мнению, «Газпром» и нефтяные компании в определенной степени могут ответить на данные вызовы постепенным изменением структуры экспорта — поставлять не столько сырье, сколько результат его глубокой переработки (изделия из пластика, полимеров, продукции оргсинтеза и так далее).

Еще один вариант — экспорт водорода как ёмкого и универсального топлива в противовес природному газу. Для этого вполне применимы и имеющиеся развитые сети трубопроводного транспорта, и многострадальный «Северный поток 2» (если он все же будет достроен). Стоит отметить, что и у самого холдинга подобные проекты уже имеются.