ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Апогей русского капитализма: в России предложено ввести продуктовые карточки

Российскому правительству предложили ввести продуктовые карточки для малоимущих слоев населения. Об этом сообщила «РИА Новости» глава комиссии Общественной палаты по развитию агропромышленного комплекса Юлия Оглоблина. Она назвала недопустимым повышение цен на базовые продукты в условиях снижения зарплат и роста уровня безработицы. И напомнила, что соглашение с предпринимателями по сдерживанию цен на сахар и подсолнечное масло будет действовать всего три месяца, после чего цены снова начнет диктовать рынок.

Считаю важным задуматься правительству над предоставлением продуктовых карточек, социального питания или товаров первой необходимости малоимущему населению, — подчеркнула Оглоблина.

Другие карточки

Не следует путать карточки, предлагаемые Общественной палатой, с продуктовыми карточками времен СССР, сказал СНЕГ.TV шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв. Те карточки спасали от дефицита, напоминает он: в позднем Советском Союзе с ценами проблем не было никаких, просто покупать было нечего — на прилавках регулярно не находилось то сахара, то сливочного масла, то обычной колбасы.

Вот карточки и выдавали, чтобы люди могли, как тогда говорили, «отовариться», то есть гарантированно по норме получить свои пару килограммов сахара и базовых продуктов. А сейчас, на 30-м году существования новой России, в стране совсем другая и постыдная проблема: продуктов — сколько хочешь, но на еду у многих малоимущих семей не хватает денег, — поясняет эксперт. 

По сути, Общественная палата предлагает адресные субсидии для нуждающихся, считает он. И предлагает очень правильно. Подобные продовольственные карточки есть даже в США, ими пользуются миллионы людей, и никто не видит ничего постыдного в социальной функции государства.

Так что у нас предложение даже запоздало, и создавать систему продовольственных карточек надо срочно, иначе беда. Будем называть вещи своими именами: в этот кризис миллионы семей живут впроголодь, и ситуация сама собой не исправится ни за год, ни за два, а людей надо беречь, — призывает аналитик. 

Тонкая грань

До сих пор в целом ряде российских регионов прожиточный минимум составляет менее десяти тысяч рублей. Он выдуман статистиками в высоких кабинетах, как и федеральный МРОТ в 12 792 рубля (с 1 января), отмечает Пушкарев. Минимально возможная зарплата увеличена на 662 рубля, но эта разница и близко не покрывает роста цен на продукты. А ведь у людей ещё бывает и работа на полставки, и неофициальная работа за ещё меньшие деньги, из них предполагается ещё как-то и проиндексированные тарифы на ЖКХ платить. 

По словам эксперта, очень важно, чтобы такие карточки от государства получали не только семьи, где доход на каждого человека меньше прожиточного минимума или МРОТ, но и те «ячейки общества», где средний доход едва превышает этот формальный показатель.

Например, будет справедливо, если при подушевом доходе в 11 тысяч семья получит карточки на сумму по четыре тысячи рублей на человека в месяц, а при среднем доходе в 12 тысяч рублей — на три тысячи рублей. То есть честнее дополнять доходы до некоторой суммы, которую правительство оценит как реальный минимум для жизни. Иначе люди с зарплатой ниже МРОТ получат помощь, а те, у кого зарплата на две тысячи больше, получается, будут работать за эти «лишние» две тысячи рублей как бы зря, впустую. Механизм должен быть справедливым и продуманным, — рассуждает аналитик. 

Убить двух зайцев

В условиях, когда происходит снижение реальных доходов населения, обязательно реализуются программы поддержки населения, в том числе и с помощью продуктовых карточек, соглашается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Но важно понимать, что это не средство борьбы с ростом цен в стране. У них другое назначение.

В первую очередь это помощь малоимущему населению, возможность обеспечить россиян самыми необходимыми продуктами питания: хлебом, крупами, овощами. Базовый набор позволит людям дополнительно приобретать уже за свои деньги те товары, которые необходимы им для повседневной жизни, без опасения, что продовольствия в семье не будет хватать, — говорит эксперт.

Среди минусов такой программы, по его мнению, можно назвать только человеческий фактор: на местах карточки могут раздать не всем нуждающимся, либо местные чиновники могут допустить оплошность, не осуществляя должного контроля срока годности выдаваемых продуктов.

Продуктовые карточки помогут и бизнесу: будут реализованы товары отечественного агропромышленного комплекса, которые будут пользоваться популярностью и после отмены карточек, — уверен Сигал.

Плюс субсидии по кредитам

С тем, что аграрный сектор сможет благодаря карточкам реализовать чуть больше своей продукции в магазинах, согласен и Пушкарёв. Но этой помощи производителям не хватит, чтобы кардинально снизить все издержки сельхозпредприятий и перерабатывающих заводов, которые они вынужденно закладывают в себестоимость, а потом переносят автоматически в отпускные цены, предупреждает аналитик. И ручное регулирование тут не поможет, скорее, спровоцирует дефицит или постепенно разорит производителей.

Чтобы цены могли снижаться, надо как-то решать вопрос с увеличением прямых субсидий аграриям и переработчикам сельхозпродукции, полагает эксперт. По его словам, сейчас основной рост себестоимости их товаров и оптовых цен вызван высоким уровнем кредитной нагрузки предприятий.

За последние годы накопились высокие проценты, подорожали перевозки, и срочно нужны программы перекредитования всего аграрного сектора под самую минимальную ставку буквально в 2-3% за счёт специальных льготных госпрограмм, — заключает аналитик. 

1 комментарий

Комментировать