ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Лукашенко уходит

Ситуация вокруг будущего Белоруссии и ее недавно «переизбранного» президента Александра Лукашенко начинает проясняться. Еще недавно казавшийся разгромленным и загнанным в угол, «последний диктатор Европы» приободрился и строит планы на будущее, невзирая на продолжающиеся процессы.

Возможно, я немного пересидел…

Во вторник в ходе интервью российским журналистам белорусский президент фактически признался в том, что готов уйти со своего поста.  

«Да, возможно, я немного пересидел», — цитирует Лукашенко главный редактор радиостанции «Говорит Москва» Роман Бабаян. Но при этом, по словам белорусского президента, он не намерен покидать свой пост «просто так».

«Мы готовы провести реформу Конституции, после этого не исключаю досрочных президентских выборов, — сказал он. — Я четверть века обустраивал Беларусь. Просто так все это не брошу. К тому же, если я уйду, моих сторонников будут резать!»

По словам Лукашенко, Белоруссия настроена продолжать интеграцию с Россией, но вначале должны заработать уже существующие институты и проекты Союзного государства.

В своих заявлениях белорусский президент постоянно акцентирует внимание на том, что истинной целью «заказчиков протестов», которые, по его словам, организованы США через Польшу и Чехию, является вовсе не Белоруссия, а Россия.

Еще одним важным моментом, заявленным Лукашенко, является его полное нежелание вести переговоры с оппозицией. «Я не знаю, кто эти люди. Они никакая не оппозиция», — говорит белорусский президент.

Пазл сложился

Своими последними заявлениями белорусский президент окончательно подтвердил одну из версий дальнейшего развития событий в Белоруссии, предполагающую «глубокую интеграцию» этой страны в союзное государство с последующим ее фактически поглощением Россией.

Ранее мы уже говорили о том, что на этот раз судьба Белоруссии будет решаться не в Минске, а в Кремле в полном соответствии с представлениями о ней его обитателей.

Россия заинтересована в абсолютном вассалитете сопредельной республики, при том что в ней все еще есть чем поживиться российским околовластным олигархам. К тому же страна может играть роль прекрасного санитарного кордона между Россией и ЕС как в социально-экономическом, так и в военно-политическом плане. Отдельной темой является и некоторая сакральная составляющая: возвращение республики под крыло Москвы в понимании российского президента (и не только его) может являться неким прообразом восстановления распавшегося СССР.

Одним словом, интерес России к «интеграции» Белоруссии бесспорен. Roksa. Каким же способом он будет реализован, не столь важно, хотя и это тоже имеет определенное значение.

Как мы уже отмечали ранее, в своем стремлении Москва могла бы сделать ставку либо на все того же Лукашенко, либо на некоего лидера победившей оппозиции (условного Бабарико).

При всей нелюбви российского руководства к нынешнему белорусскому президенту вариант «интеграции» при ослабленном Лукашенко всегда выглядел более предпочтительным. Несмотря на очевидно большую поддержку оппозиционного лидера в самой Белоруссии, ставка на него кажется Кремлю более рискованной, так как для этого ему необходимо позволить белорусской революции победить. Как в российском руководстве относятся к любым революциям, хорошо известно. Именно поэтому предпочтение было отдано «плану А».

Таким образом, обозначенный нами ранее политический пазл складывается в самой полной мере.

Что сделал Лукашенко

Вчерашние слова белорусского президента означают две важные вещи: во-первых, он действительно собирается уйти, а во-вторых, он в точности выполнит главное требование Кремля — сделать белорусское президентство полностью декоративным. Это нужно для уничтожения остатков белорусского суверенитета, чтобы новой провинцией можно было без труда управлять из Москвы.

Внесение изменений в Конституцию страны, о котором говорит Лукашенко, предполагает ослабление заложенных в ней абсолютных президентских полномочий. Поскольку новый президент страны, скорее всего, будет фигурой номинальной, их у него необходимо будет забрать.

Сам Лукашенко наверняка понимает, что на этом его политическая карьера близка к завершению. Максимум, на что ему можно рассчитывать после выборов нового президента, так это на некую должность в союзном государстве. Учитывая нелюбовь и недоверие к нему со стороны Кремля, вряд ли за этой должностью будут сохраняться какие-либо полномочия.

Единственное и самое главное, что выигрывает в этом случае сам Лукашенко, это гарантия жизни и избежания судьбы Каддафи или Чаушеску. С любыми властными амбициями ему неизбежно предстоит распрощаться.

А что белорусы?

Их судьба в этой ситуации вообще мало кого беспокоит. Москва довольно долго наблюдала за тем, что происходит на улицах белорусских городов, и делала выводы. Главный из них заключается в том, что массы протестующих так и не созрели для того, чтобы взять власть в свои руки. Лидеры оппозиции также оказались не на высоте. Все это означает, что условия для кремлевского «плана А» существуют, а значит, его исполнению уже ничто не способно помешать.

В ближайшее время жители страны разойдутся по домам, получив новую Конституцию и нового президента. Возможно, он будет не столь авторитарным, как Лукашенко, и даже, скорее всего, просто фигурой номинальной. При этом со временем они поймут, что живут уже не в своей маленькой Белоруссии, а в «огромной стране от Бреста до Владивостока» и уже по совсем другим правилам и законам. Понравится им это или нет и будут ли они сожалеть об утраченном суверенитете, сейчас неизвестно.

Возможны ли другие варианты развития событий? Да, возможны, хотя вероятность их реализации сегодня невысока.

5 комментариев

Комментировать