ЖИЗНЬ ПОЛИТИКА

Лукашенко готовит сдачу Белоруссии Путину

Белорусский президент Александр Лукашенко последовал примеру своего российского коллеги, заявив о необходимости внесения изменений в Конституцию страны.

По примеру Путина

Во время рабочей встречи с председателем Верховного суда Белоруссии Валентином Сукало Лукашенко заявил, что действующая общественная система носит отчасти авторитарный характер. По его мнению, такой порядок недопустим, и необходимо выстроить другую систему, не привязанную столь сильно к личности главы государства.

Я считаю, что, несмотря на то, что у нас несколько авторитарная система устройства общественной жизни, тем не менее президент оберегает и охраняет суды. Но это личностный момент, а надо сделать так, чтобы работала система, не завязанная на личности, в том числе Лукашенко.

По его словам, в новой Конституции должна быть отражена система устройства судов исходя из опыта работы за последние 25 лет.

«Но ответственно: вносите предложение — распишитесь за это предложение», — сказал он Валентину Сукало.

Как отметил Лукашенко, разрабатываемый проект новой Конституции будет вынесен на общественное обсуждение. «Чтобы покрутили, высказали свое мнение, что им нравится, не нравится, свои соображения», — отметил президент. При этом он подчеркнул, что возврат к Конституции 1994 года (с широкими правами парламента) не может быть движением вперед.

Конституционные игры

Как уже сообщал СНЕГ.TV ровно неделю назад, Лукашенко поднял тему изменения Конституции, чтобы уклониться от прямого выполнения требований протестующего населения, которое предлагает «батьке», по сути, просто выйти вон, что никак не соответствует его планам. Вместо слов о невозможности ухода и перевыборов он заявил о том, что готов передать полномочия после принятия новой Конституции.

Конституция новая нужна. Два варианта мне предложили. Я их отверг, потому что они мало отличаются от этой. Идет работа над третьим. Приходите, садитесь — и работаем над Конституцией, и выносим на референдум. И я вам свои полномочия по Конституции передам. Но не под давлением и не через улицу.

По словам президента, он боится передачи власти другому человеку здесь и сейчас, так как тот сможет использовать широчайшие президентские полномочия, заложенные в действующей Конституции, во вред стране.

Нельзя эту Конституцию отдавать непонятно кому, потому что будет беда, я этого больше всего боюсь. Да, я не святой. Вы знаете мою жесткость, вы знаете, что, если бы не было жесткости, не было бы страны. Но вы знаете, на что я пойду, на что нет. Вы знаете, что ваших детей не обижу и страну никому не отдам… Выносим на референдум, принимаем Конституцию, и я вам по Конституции свои функции передам. Но не под давлением и не через улицу.

Внесение «решительных поправок» в действующую Конституцию президент анонсировал в конце июня. Тогда он указывал на необходимость по-новому распределить полномочия властей разных уровней и передать часть прав «вниз, до председателей райисполкомов, губернатора».

Вчерашние слова президента говорят о том, что он намерен воплотить в жизнь сделанные им в прошлый понедельник заявления.

А что оппозиция?

Белорусская оппозиция не смогла выработать четкого ответа на заявление Лукашенко. С одной стороны, ее представители увидели в нем попытку «заиграть» ситуацию, уйдя от главной темы — оставления белорусским президентом своего поста; с другой, они так или иначе приняли предложение «игры на его поле».

По словам члена президиума белорусского оппозиционного Координационного совета Марии Колесниковой, предложение президента — это манипуляции и попытки задобрить протестующих. При этом она тут же отметила, что в новой Конституции должны быть прописаны два основных пункта: ограничение президентских сроков до двух и расширение полномочий парламента.

Сейчас невозможно представить, что действующий президент действительно будет заинтересован в том, чтобы сроков было два, а роль парламента увеличилась, потому что при увеличении роли парламента становится возможен импичмент, а это как раз то, чего он очень сильно боится… На самом деле это такая манипуляция, попытка успокоить нас, как-то задобрить и в очередной раз ввести в заблуждение.

В сухом остатке

Судя по тому, что Лукашенко удалось заставить представителей оппозиции обсуждать его предложения об изменении Конституции вместо требований безоговорочной отставки президента, можно смело предположить, что им выигран еще один важный раунд схватки, все еще называющейся «белорусской революцией».

Революционный накал в стране потихоньку спадает, застывший на краю пропасти Лукашенко наконец-то отошел от роковой черты и активно «перегруппировывает силы», пока оппозиция рассуждает о том, какой должна быть Конституция.

Впрочем, эта победа достанется «батьке» непомерно дорогой ценой. Озвученные им предложения, по сути, являются схемой переустройства белорусской власти в соответствии с новой реальностью, в которой основная роль будет уделена уже не «последнему диктатору Европы», а России.

Лукашенко понимает, что, даже победив сегодня, завтра он уже не будет обладать всей той полнотой власти, что была у него прежде. Предлагаемая им Конституция хорошо вписывается в планы «глубокой интеграции», при которых ему придется поделиться частью своих властных полномочий со «старшим братом», который спасает его сегодня от самого худшего исхода в стиле Каддафи или Чаушеску. По сути, из диктатора он превращается в наместника, который в скором времени будет заменен Кремлем на более подходящую ему фигуру.

Нельзя сказать, что это то, о чем всю жизнь мечтал Лукашенко, но сегодня даже ему понятно, что роль льва со спиленными клыками, выполняющего команды дрессировщика, предпочтительней черенка от лопаты…