ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Причуды коронакризиса: золото обогнало газ в экспортных доходах России

© Коллаж/Снег.TV

По итогам второго квартала 2020 года доходы от экспорта золота в России впервые с 1994 года превысили поступления от продажи за рубеж газа. Только за апрель – май из страны было вывезено 65,4 тонны золота на сумму 3,55 миллиарда долларов. Голубого топлива за тот же период «Газпром» сумел продать лишь на 2,4 миллиарда долларов, а в целом за квартал, согласно отчету самой компании, – на 3,5 миллиарда. Это минимальный показатель газовых доходов России с 2002 года.

Год у монополиста вообще не задался. Теплая зима и пандемия коронавируса резко сократили спрос на топливо. Чистый убыток компании за январь-март (по МСФО) достиг 116,2 миллиарда рублей – рекордный показатель для компании с конца кризисного 2014 года. С отрицательным результатом «Газпром» закончил первый квартал впервые за пять лет.

На ключевом европейском рынке выручка компании упала до 558 миллиардов рублей против 1,064 триллиона в прошлом году, в странах бывшего СССР сократилась на треть, до 90,9 миллиарда рублей. Общая выручка снизилась на 24%, до 1,739 триллиона рублей.

Но главной причиной убытка, по версии самого холдинга, стал долг, номинированный преимущественно в иностранной валюте: ослабление рубля увеличило его на 551,4 миллиарда рублей. Без учета курсовых потерь компания осталась бы прибыльной и заработала бы 288 миллиардов рублей, уверяют в «Газпроме».

Впрочем, и золоту просто повезло – удачное стечение обстоятельств. Экспортные достижения второго квартала – единичное событие, которое вряд ли превратится в долгосрочный тренд, предупреждает вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. В первую очередь, из-за пандемии COVID-19 рекордно вырос спрос на поставки физического металла по фьючерсным контрактам.

В обычной ситуации только 3% инвесторов в среднем требуют поставку во время операции покупки фьючерса. Обычно они не требуют: закрывают фьючерс, и все. То есть зарабатывают на движении курса. А тут очень многие инвесторы требовали поставку физического металла, потому что все боялись, никто не знал, как долго продлится ситуация с пандемией, – поясняет эксперт.

Так, Нью-Йорская биржа Comex – крупнейшее в мире место торговли «бумажным золотом» (фьючерсами) – отрапортовала в апреле-мае, что у нее на складе есть только 50 тонн золота, а передать инвесторам, которые потребовали поставку физического металла, необходимо больше 1000 тонн. При этом многие заводы, где золото льют в слитки, закрылись на карантин, как и другие предприятия. В результате образовался невиданный в истории дефицит физического металла, который был восполнен, в том числе, и российским золотом.

В то же время Банк России перестал скупать золото. В год в стране добывается примерно 350 тонн драгоценного металла, половину скупает ЦБ в резервы, по крайней мере, если считать по прошлому году. В этом же году регулятор объявил, что вообще не будет скупать в резервы золото, и образовался профицит, который и был поставлен на мировой рынок, в первую очередь, в Лондон и Нью-Йорк.

И, наконец, правительство выпустило постановление, которое разрешает производителям напрямую торговать золотом (до этого российские золотодобытчики не имели права его вывозить, только банки). И они охотно воспользовались такой возможностью, заработав приличные деньги.

Но теперь страхи инвесторов отступили, а в том же Нью-Йорке, куда завезли золото со всего мира, не только из России, вместо дефицита наблюдается огромный профицит. Так что на «продолжение банкета» рассчитывать уже не приходится.

Теги