ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКА

Россияне изменили водке с игристыми винами

© Коллаж/Снег.TV

Производство водки в России в январе – феврале 2020 года снизилось на 13,7%, сообщил Национальный союз защиты прав потребителей.

Производство тихих вин по итогам января – февраля снизилось на 22,5%. Производство фруктовых (плодовых) вин в январе – феврале 2020 года снизилось на 5,9%.

Производство игристых вин (в обиходе именуемых “шампанским”) за те же два месяца, наоборот, выросло на 25,2%. Также за этот период в России виноделы увеличили выпуск коньяка на 7%.

Такие противоположные тенденции по разным категориям спиртных напитков объясняется одной общей причиной: изменением структуры спроса, уверен руководитель портала Алкоголь.ру Михаил Смирнов.

По водке, которая в каком-то смысле является маркером алкогольного рынка, картина совершенно ясная, потому что пить в России за год на 14 процентов меньше не стали. Стали меньше покупать легальную водку, – сказал он СНЕГ.TV.

Спрос же на легальную водку упал по причине сокращения покупательской способности ее любителей, которые “перетекли” на рынок контрафакта.

С некоторой долей натяжки поэтому можно прослеживать корелляцию между падением спроса на легальную водку и темпами обнищания населения.

Именно по этой же причине произошел рост производства игристых вин и коньяка, говорит Смирнов.

Игристые вина и коньяк в домашних условиях не изготовить, поэтому потребителю в любом случае приходится покупать их в рознице. И в этом сегменте произошло перетекание спроса от импортного алкоголя на отечественные аналоги, что и вызвало рост производства, – говорит он.

Можно ожидать, что по итогам 2020 года эта тенденция будет проявляться все отчетливее. В среду экс-министр экономики России Андрей Нечаев заявил, что россиянам “действительно надо готовиться вертеть лишнюю дырочку в ремне”.

Официальная статистика плохо коррелируется с реальным положением вещей, потому что власти оперируют цифрами легального спроса на алкоголь, которые — особенно если брать некоторые регионы — составляют лишь верхушку айсберга, соглашается директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков.

В некоторых регионах контрафактный, неучтенный алкоголь составляет две трети всех объемов производства. Такой алкоголь не попадает в поле зрения официальной статистки, – сказал он.

По данным разных объединений производителей алкогольной продукции, доля контрафактной продукции на российском рынке может достигать половины всего продаваемого алкоголя.

А так как в России “шампанские” вина пьют по радостным поводам, а водку – по печальным, то производители водки могут рассчитывать на нарастание ее спроса по мере того, как будет происходить дальнейшая деградация отечественной экономики – в чем никто уже, кажется, не сомневается.