ЖИЗНЬ ЭКОЛОГИЯ

Потому что без воды: Москва умрет от жажды, но застройку не прекратит

© Коллаж/Снег.TV

Бесконтрольная застройка территорий Подмосковья, являющихся водоохранными зонами, грозит тем, что жители столицы останутся без питьевой воды.

О таком тревожном положении дел ученые РАН и экологи объявили на пресс-конференции в четверг.

Они указали как на первопричину грозящей беды совместное постановление правительств Москвы и Московской области от 17 декабря 2019 года.

Этот документ объявляет не подлежащими применению в Москве и Московской области постановлений о зонах санитарной охраны и источниках водоснабжения, принятых в 1940-1974 гг. и действующих до сих пор.

Таким образом, зоны санитарной охраны сокращены примерно в шесть раз, что позволит застройщикам использовать эти территории под стройплощадки.

Ох рано встает водоохрана

Эта ситуация, однако, не однозначна, потому что установленные границы водоохранных зон нарушались десятилетиями – на запрет возводить там капитальные объекты власти закрывали глаза еще в советское время.

В результате подобного “официального самостроя” в охранных зонах сегодня стоят сотни многоквартирных домов, и это касается не только берегов Москвы-реки, но и Яузы в подмосковных Мытищах и Королеве.

Ситуация поэтому сложилась трудноразрешимая: исправить ранее допущенные нарушения невозможно, не произведя переселения тысяч семей из их домов, в которых они поколениями живут на совершенно законных основаниях.

В то же время “оставить все как есть” будет признанием того, что в России можно без последствий нарушать любые законы, причем на уровне региональных правительств.

Без воды виноватые

Ситуация в само деле не имеет простого разрешения, признает научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян.

Требуется объявить некую амнистию для тех, кто поселился в водоохранных зонах в прошлые годы. Ни о каком выселении этих семей, разумеется, речи идти не может. Но надо обязать домовладельцев провести мероприятия по минимизации экологического ущерба, – сказал он СНЕГ.TV.

Данилов-Данильян признаёт, что проведение таких мероприятий потребует очень значительного финансирования на устройство очистных сооружений, и сказать сию минуту, из чьего кармана оно будет осуществляться, он не может.

В муниципальных домах оплачивать строительство очистных сооружений будут, естественно, муниципалитеты. А владельцы частных домов вынуждены будут, вероятно, делать это за свой счет, – предположил членкор РАН.

На предположение о том, что частные домовладельцы, получившие разрешение на строительство жилья на полностью законных основаниях, не обязаны раскошеливаться на проведение работ, которые не предусматривались в момент выдачи разрешений, Данилов-Данильян признал, что у него сейчас нет готового решения этой проблемы.

Им надо было думать с самого начала, что они собираются поселиться на территориях, где возведение жилья запрещено, даже если местные власти такой запрет игнорировали, – ответил он.

Все в суд

Подобные дилеммы можно теперь разрешить только в судебном порядке, сказал СНЕГ.TV представитель нацпроекта “Экология” Ярослав Вольпин.

Если в природоохранное законодательство будут внесены изменения, ужесточающие требования к экологическим нормам, то да, множество жителей Подмосковья окажутся в худшем положении, чем до сих пор, – признаёт он.

Для федерального органа, ответственного за исполнение экологического законодательства, Росприроднадзора, не имеет никакого значения, что местные власти в Мытищах когда-то это законодательство проигнорировали, выдавая разрешения на строительство жилья.

Росприроднадзор будет штрафовать собственников жилья, если обнаружит, что их деятельность нарушает природоохранные требования. И частным лицам придется оспаривать такие штрафы в судах, требуя, чтобы за ущерб платили именно из бюджета муниципальных образований. Иного пути я не вижу, законы надо исполнять, – заключает Вольпин.

13 февраля Владимир Путин поручил Правительству РФ внести в законодательство изменения, предусматривающие усиление правового режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе ограничения использования этих зон для жилищного строительства.