ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ЖИЗНЬ

Третья мировая отменяется: США и Иран испугались воевать

© Коллаж/Снег.TV

Заявления, которые в последние часы делают в Тегеране и Вашингтоне, звучат так, словно каждая из стран уже победила в войне между “террористическим государством” и “Большим Шайтаном”.

На утро четверга все выглядит так, что и США, и Иран вполне удовлетворяются сложившимся status quo.

Белые начинают и ничего не выигрывают

Американцы 3 января сняли с доски важную фигуру противника – руководителя Стражей Исламской революции Касема Сулеймани. Иранцы же показали всему миру, что у них сердце не замрет, не задрожит рука, ударив ракетами по реальной американской цели в Ираке.

Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи сказал, что атака на военных США стала «пощечиной» для Вашингтона и пообещал изгнать американцев с Ближнего Востока.

Тегеран также показал, как намерен обращаться с перебежчиками (если окажется верна версия, что катастрофа украинского авиалайнера на вылете из Тегерана была преднамеренным массовым убийством).

В бизнесе подобный размен считается win-win situation. Поскольку президент Дональд Трамп органически не может мыслить в иных категориях, маловероятно, чтобы он пошел на обострение, когда у него уже есть синица в руках.

Трамп, выступив в среду после иранского ракетного удара по американским базам в Ираке, ничего не сказал о военном ответе, а лишь пообещал немедленно ввести некие дополнительные санкции в отношении Ирана. Гора родила мышь.

Новогоднее обострение

Обе страны показали прагматический подход к существующим между ними противоречиям, что дает надежду на то, что “холодные головы” возьмут верх над “горячими сердцами”, предполагает зампредседателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов.

Многие ведь считают иранских руководителей религиозными фанатиками, готовыми ради своей сверхценной идеи пожертвовать миллионами жизней. Но я лично знаком со всеми лидерами Ирана и знаю, что они и по образованию, да и по менталитету вполне “западные”, – сказал он СНЕГ.TV.

По мнению Бакланова, и в Вашингтоне, и в Тегеране (вернее, в Куме) одинаково опасаются, чтобы эскалация конфликта не вышла на уровень ее собственной логики, когда не политики станут определять ситуацию, а сами станут ее заложниками.

В Иране сегодня практически нет людей, которые хотели бы воевать с США просто “за идею”. Там хотят, наоборот, хороших отношений с США, снятия санкций и нормализции отношений. Беда в том, что администрация Трампа зациклилась на конфронтации с Ираном – это видят даже в Евросоюзе, где пытаются открыть глаза Трампу на то, что его иранская политика не решает проблемы, а создает их, – говорит эксперт.

Опасаться, что “новогоднее обострение” между США и Ираном выйдет из-под контроля, не следует еще и потому, что у американцев нет уверенности в том, что они смогут сменить иранское руководство военной силой.

Иран – это не Ирак при Саддаме Хуссейне. Хотя понятно, что США способны задавить Иран просто массой, разгром военной машины противника не равнозначен смене режима. В Ираке американцам сильно помогла антисаддамовская “пятая колонна”. В Иране же диссиденты не обладают сколь-нибудь значительным влиянием, чтобы перехватить власть, – говорит Бакланов.

Шумовые эффекты

Заморозить конфликт с Ираном в том виде, в котором он существует сегодня, целиком в интересах Дональда Трампа, считает директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев.

Для Трампа вполне достаточно того информационного шума, который уже произведен. Потому что этот шум заглушает эффект от процедуры импичмента. А кроме того, разве можно подвергать импичменту президента в тот момент, когда страна находится на грани войны с главным спонсором международного терроризма? – пояснил он СНЕГ.TV.

Как считает эксперт, произошедшая в конфликте с Ираном “разрядка напряженности” полностью укладывается в то, что условно можно назвать “доктриной Трампа”.

Такое развитие событий вокруг Ирана является вполне предсказуемым. Потому что это совершенно в духе нынешней администрации: сначала надуть шарик до того предела, когда он вот-вот лопнет, а затем, у этой критической точки, выпустить воздух. Вспомните, как все считали часы до начала войны США с Северной Кореей, и чем та эскалация завершилась, – напоминает Ознобищев.

Теги