Без рубрики

Бело-Россия: в Минске предложили включить РФ в состав Беларуси

© Коллаж/Снег.TV

Россия могла бы войти в состав Белоруссии. Это сняло бы все вопросы в отношениях Москвы и Минска. С таким заявлением выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Хотя Лукашенко сказал это в шутку, во время беседы с главредом “Эха Москвы” Алексеем Венедиктовым, в каждой шутке, как известно, есть доля шутки.

По мнению Лукашенко, несправедливо говорить лишь о присоединении Белоруссии к России. Он считает, что большинство россиян и белорусов поддержали бы и обратный вариант.

Хотя предложение Лукашенко звучит пародийно (и он сам это знает), в мире реально есть прецеденты, когда меньшие государственно-территориальные образования “смели предлагать” объединяться с более крупными образованиями на их, “младших” условиях, говорит заместитель завкафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов.

Например, Турция никак не может вступить в Евросоюз, потому что в Анкаре не согласны “поглощаться” ЕС исключительно на европейских условиях. Юридически препятствий к вступлению большей страны или даже группы стран в меньшую нет. Особенно если экономический уклад и законодательства этих стран не очень сильно различаются, – сказал он СНЕГ.TV.

В Канаде проблема Квебека состояла в том, что франкофоны отказывались жить внутри Канады, как Иона в чреве кита. В России одно время всерьез обсуждались варианты слияния Москвы и области, чтобы Москва вошла в область, а не наоборот.

Александр Лукашенко упоминал о возможности слияния РФ и РБ еще в 1999 году, когда он видел себя на посту главы такого объединения.

То есть если бы в Москве и Минске была такая политическая воля, в подобном объединении не было бы ничего фантастического, подчеркивает Вилисов.

Я бы не иронизировал над этими высказываниями Лукашенко. С долей натяжки, но можно говорить о том, что белорусская модель постсоветского развития привлекательна для многих россиян, и они были бы только за, если бы эта модель была перенесена на Россию, – говорит эксперт.

Однако на практике при любом варианте объединения РБ и РФ кардинальному переформатированию будет подлежать именно белорусская экономика. Потому что белорусский “социализм” объективно не может работать без субсидирования со стороны России.

Если таковое в результате объединения на белорусских условиях прекратится, белорусская модель не просуществует и года, подчеркивает Вилисов.

В этом году исполнилось 20 лет с момента начала запуска процесса реинтеграции России и Белоруссии. Интеграция предполагает образование единого политического, экономического, военного, таможенного, валютного, юридического, гуманитарного и культурного пространства. Предусматривается унификация законодательства, государственной символики и валюты, создание единого парламента и других органов власти.

Однако по большей части этот процесс за два десятилетия состоял из деклараций. Причем со стороны Минска с течением времени эти декларации становились все менее “интеграционными”.

5 декабря Александр Лукашенко поставил все точки над i, заявив, что никакого объединения его страны с Россией ждать не следует.

Лукашенко ни при каких обстоятельствах не может согласиться на требования Москвы создавать общее экономическое пространство на российских условиях. Потому что это лишит белорусского президента тех выгод, которые приносит ему определенная самоизоляция национальной экономики от внешних воздействий, напоминает директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.

В Белоруссии есть хоть и небольшие, но лакомые куски собственности. И если Минск допустит перевод своих отношений с Россией на рыночные рельсы, эти куски уплывут из рук Лукашенко в один момент — просто учитывая финансовые ресурсы российских покупателей. И его поэтому бесит, когда Москва ему указывает, что даже с „братской“ Белоруссией она готова строить отношения исключительно на рыночных принципах, – говорит он.